644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Электронная библиотека ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

18.06.2009 04:35

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ФЕДЕРАЦИИ ОМСКИХ ПРОФСОЮЗОВ

 

ПРАВОВОЙ ОТДЕЛ 

 

ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ

 помощь профсоюзному активу 

 

г. Омск,  2004 год

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Основные права и обязанности профсоюзных организаций в сфере трудовых отношений.

 

а )Основные права работника, представляемые и защищаемые профессиональными союзами.

б)  Основные права и полномочия  профсоюзных организаций в сфере согласования интересов сторон в рамках социального партнерства

в) Права и полномочия профсоюзов, связанные с согласованием с работодателями условий труда.

 Порядок  учета мнения выборного профсоюзного органа при  принятии локальный  нормативных  актов работодателем .

г) Права и полномочия профсоюзных организаций при увольнении работника по инициативе  работодателя.

Процедура учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа .

 

Право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства. 

 

Введение

 

 

    Трудовое законодательство было и остается основой организации экономической системы в Российской Федерации. Без соблюдения требований, которое трудовое законодательство предъявляет к работникам и к работодателям, невозможен ни экономический рост, ни социальная стабильность. Одним из важных гарантов соблюдения интересов работников в нашей стране были и остаются сегодня профессиональные союзы.

   Именно профессиональные союзы разного уровня формируют и формулируют интересы работников различных отраслей экономики и обеспечивают защиту интересов работников в различных сферах, связанных с трудовыми и социальными отношениями (приложение №1). Вот почему для работника профсоюзного органа так важно представлять весь комплекс законодательного регулирования отношений между работником  и работодателем, грамотно трактовать нормы права.

    С 1 февраля 2002 года основным нормативным документом, регламентирующим взаимодействие между работником, работодателем и профсоюзной организацией,  является Трудовой кодекс Российской Федерации.

комиссии, избрания посредника, трудовог

Основные права и обязанности профсоюзных организаций в сфере трудовых отношений.

 

а) Основные права работника, представляемые и защищаемые профессиональными союзами.

Трудовые права:

 

  • Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
  • Право на содействие занятости и защиту от безработицы;
  • Право на вознаграждение за труд без дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
  • Право на охрану труда и безопасность на производстве ( на рабочем месте), право на благоприятную окружающую среду, право на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работой;
  • Право на образование, в том числе право на обучение и повышение квалификации;
  • Право на информацию по социально-трудовым вопросам;
  • Право на отдых, включая право работника, работающего по трудовому договору, на установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;
  • Право на защиту своих трудовых прав, в том числе право на индивидуальные и коллективные споры, право на забастовку;

 

Социально-экономические права:

 

  • Право на социальную защиту, включая право на социальное страхование, пенсионное и иное социальное обеспечение;
  • Право на жилище и улучшение жилищных условий;
  • Право на охрану здоровья, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, медицинское страхование, на деятельность, способствующую укреплению здоровья, развитию отдыха, туризма, физической культуры и спорта;
  • Право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, на интеллектуальную собственность;
  • Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, включая право иметь в частной собственности землю, предприятия, жилище, ценные бумаги и иное имущество, право на участие в приватизации;

 

Гражданские и политические права:

 

  • Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы и участвовать  в их деятельности;
  • Право на собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования и другие коллективные действия;
  • Право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право на участие в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, право на индивидуальные и коллективные обращения в  государственные органы местного самоуправления;
  • Право на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом, на судебную защиту, на получение квалифицированной юридической помощи.

 

б)  Основные права и полномочия  профсоюзных организаций в сфере согласования интересов сторон в рамках социального партнерства

 

    Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности, по:

  • Участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
  • Надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства;
  • Разрешению трудовых споров;

В ТК РФ подтверждается, что работник имеет право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов  и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

    ТК РФ определены права и обязанности работников и работодателей в сфере согласования интересов в рамках социального партнерства. Дается определение этого понятия  как « системы взаимоотношений между работниками и работодателями, а также  органами государственной власти, органами  местного самоуправления, направленной на согласование интересов  работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений» (ст.23 ТК)

   Это определение включает все виды взаимодействия между данными сторонами-работниками и работодателями в лице уполномоченных в установленном порядке их  представителей.

   Представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения,  или представители, избираемые работниками в случаях отсутствия профсоюзной организации.

   Одной из форм социального партнерства является коллективные переговоры по заключению коллективного договора между работниками и работодателем, которому предшествует  процесс  выработки взаимоприемлемых решений. Социальное партнерство может осуществляться также  в форме взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства, участия работников в управлении организацией, досудебном разрешении коллективных и индивидуальных трудовых споров (создание комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, примирительной о арбитража для разрешения коллективных трудовых споров)

   Представителем  работодателя при проведении коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного  договора является руководитель организации или уполномоченные им лица.

   Представительный орган (помимо профсоюза),  образованный  на общем собрании должен представлять  интересы  всех работников.  Это и является формой реализации права работников на участие в управлении организацией или коллективно-договорного регулирования трудовых отношений.  Во всех случаях, такие органы при их создании должны быть наделены соответствующими полномочиями, закрепленными  в протоколе собрания или уставе такого органа.

Для ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора  создается комиссия. В ее состав  на общем собрании или профсоюзным органом избираются лица, представляющие интересы работников и приказом руководителя организации назначаются члены комиссии представляющие интересы работодателя.

   Данные комиссии  состоят из представителей сторон на равноправной основе. Стороны утверждают положение о деятельности такой комиссии

 

в) Права и полномочия профсоюзов, связанные с согласованием с работодателями условий труда.

 Порядок  учета мнения выборного профсоюзного органа при  принятии локальный  нормативных  актов работодателем .

 

Трудовым кодексом Российской Федерации  установлено, что сформированный представительный орган работников, помимо участия в коллективных переговорах, принимает участие в постоянной защите прав работников. Законодательно установлено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в законе или коллективном договоре.

С учетом мнения выборного профсоюзного органа работодателем осуществляются следующие действия:

1. Работодатель может ввести на срок до 6 месяцев  режим неполного рабочего времени , если изменение организационных или технических условий труда может повлечь за собой массовое увольнение работников. ( статья 73)

2.Привлечение к сверхурочным работам, за исключением 5 случаев, прямо предусмотренных в Кодексе ( статья 99)

Примечание:

Случаи, при которых привлечение к сверхурочным работам допускается без согласия профсоюзного органа:

            1. при производстве работ, необходимых для обороны страны, а также для предотвращения производственной аварии либо устранения последствий производственной аварии или стихийного  бедствия;

            2. При производстве общественно необходимых работ по водоснабжению, газоснабжению, отоплению, освещению, канализации, транспорту, связи - для устранения непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное их функционирование;

            3. при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие  непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла  быть выполнена (закончена) в течение нормального числа рабочих часов, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей;

            4. при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда неисправность их может вызвать прекращение работ для значительного числа работников;

            5. для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене  сменщика другим работником.

            Во всех случаях привлечение к сверхурочным работам допускается только с письменного согласия работника. Не допускается привлечение к сверхурочным работам беременных женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, других категорий работников в соответствии с федеральным законом. Привлечение инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к сверхурочным работам допускается с их письменного согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть в письменной форме  ознакомлены со  своим правом отказаться от сверхурочных работ.

3. Принятие локального нормативного акта, допускающего разделение рабочего дня на части (статья 105).

4. Привлечение к работе в выходные и нерабочие дни, кроме 4 случаев, прямо предусмотренных Кодексом (статья 113).

            Примечание:

            Случаи, при которых привлечение к сверхурочным работам допускается без согласия профсоюзного органа: для предотвращения производственной аварии, катастрофы, устранения последствий производственной аварии, катастрофы либо стихийного бедствия;

            для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества;

            для выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных подразделений;

            работа творческих работников организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков, театральных и концертных организаций, цирков, средств массовой информации, профессиональных спортсменов в соответствии с перечнями категорий этих работников.

            Привлечение  инвалидов, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только в случае, если такая работа не запрещена им по медицинским показаниям. При этом инвалиды, женщины, имеющие детей в возрасте до трех, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от работы в выходной или нерабочий праздничный день.

Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие  праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.

Во всех случаях  привлечение к работам в выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с письменного согласия работника.

5. Утверждение графика отпусков (статья 123).

6. Утверждение системы оплаты и стимулирования труда  (статья 135)

7. Утверждение систем нормирования труда  (статья 159)

8.Разработка и утверждение инструкций по охране труда для работников.(статья 212)

9. Увеличение продолжительности вахты сроком до 3 месяцев (статья 299)

10. Утверждение графика работы на вахте  (статья 301)

            С учетом мнения представительного органа работников работодателем осуществляются следующие действия:

1. Отмена режима неполного рабочего времени, введенного для предотвращения массовых увольнений (статья 73)

2. Составление графиков сменности (статья 103)

3. Утверждение формы расчетного листка, извещающего работников о причитающейся к выплате заработной плате (статья 136)

4. Установление систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок (статья 144)

5. Установление конкретных размеров повышения заработной платы в связи  с занятостью работников во вредных и (или) опасных условиях труда(статья 147)

6. Установление конкретных размеров повышения заработной платы в связи с работой в ночное время (статья 154)

7. Принятие локальных нормативных актов, связанных с введением и пересмотром норм труда (статья 162)

Примечание:

О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца до их введения.

8. Утверждение правил внутреннего трудового распорядка (статья 190)

9. Досрочное снятие дисциплинарного взыскания с работника (статья 194)

Примечание:

По ходатайству представительного органа работников работодатель может снять с работника дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения.

10. Рассмотрение заявления о нарушении водителем организации или его заместителями норм трудового законодательства (статья 195)

Примечание:

Работодатель в соответствии со статьей 20 ТК РФ - это физическое лицо (например, предприниматель) или юридическое лицо (организация).      Таким образом, норма статьи 195 применима в тех случаях, когда руководитель организации (коллектива) не является единоличным собственником, мажоритарным собственником или предпринимателем.

В случае, если факты нарушения законодательства подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации (его заместителям) дисциплинарное взыскание.

11. Определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (статья 196)

Нормами статьи 372 ТК РФ  впервые закрепляется порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников.

Законодатель впервые регламентировал порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель в предусмотренных законодательством случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

 Процедура учета мнения выборного профсоюзного органа предусматривает не только направление соответствующего акта представительному органу, но и представление необходимого обоснования необходимости принятия подобного акта и содержащихся в нем положений.

Данное обращение может быть выражено  в следующей форме :

 

В ______________________________

(наименование выборного органа)

 

Обращение

о даче мотивированного мнения выборного профсоюзного органа в соответствии со ст.372 трудового кодекса РФ

 

____________________________________________________ направляет проект

              (наименование организации - работодателя)

 

(наименование локального нормативного акта работодателя)

 

в обоснование по нему с приложением всех необходимых документов.

 

    Прошу в течение пяти рабочих дней направить в письменной форме ваше мотивированное мнение по данному проекту нормативного акта.

 

Приложение на ______ листах.

 

 

 

 

Руководитель организации                          _______________________

 

Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

Законодатель устанавливает достаточно жесткие сроки рассмотрения проекта локального нормативного акта - пять рабочих дней.

В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

Законодатель обязывает профсоюзную организацию обосновать свою позицию, дать развернутое заключение по представленному локальному нормативному акту.

Отсутствие мотивировки может быть расценено работодателем как уклонение представительного органа от согласования позиций, и он вправе принять локальный акт в той редакции, которая предлагалась профсоюзному органу для согласования.

Дальнейшие действия профсоюза по обжалованию или отмене безмотивно отклоненного решения должны быть признаны впоследствии неправомерными.

Мотивированными должны быть и предложения по совершенствованию представленного проекта. Именно мотивация решения профсоюзного органа и станет предметом дополнительных переговоров и консультаций.

 

Примерный образец мотивированного мнения профсоюзного органа о возможности принятия локального нормативного акта работодателя

 

Представителю работодателя

 

 

Выписка из решения

(наименование выборного профоргана)

об утверждении проекта мотивированного мнения по вопросу издания работодателем

(наименование проекта локального нормативного акта работодателя)

___________________________  рассмотрел полномочным составом 

  (наименование профоргана)

Обращение работодателя №_____ от «___»_____________ 200__г.

 

По проекту __________________________________________________________

                         (наименование локального нормативного акта работодателя)

обоснование к нему и документы, подтверждающие необходимость и законность издания данного нормативного акта работодателем.

 

    На заседании «___»____________200__г. ( наименование профоргана) на основании ст.371, 372 ТК РФ проверено соблюдение работодателем всех действующих и предусмотренных трудовым законодательством, соглашениями, коллективным договором норм трудового права при подготовке проекта

(наименование проекта локального нормативного акта работодателя)

утверждено следующее мотивированное мнение:

 

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

 

по проекту  __________________________________________________________

 

Представленный работодателем проект __________________________________

и приложенные к нему документы подтверждающие (не подтверждающие) правомерность его принятия.

  Проект соответствует (не соответствует) требованиям установленным ст.____ ТК РФ, ст._____ иного федерального закона, пунктам _____ соглашения, пунктам ______ Коллективного договора, не нарушает (нарушает) условий индивидуальных трудовых договоров работников организации.

   Иные замечания и дополнения к проекту по содержанию, срокам введения, предлагаемых изменениям и т.д. _______________________________________

 

   На основании изложенного __________________________ считаем

                                                     (наименование профоргана)

возможным (невозможным) принятие работодателем _____________________________________________________________ .

          (наименование проекта локального нормативного акта)

 

Формулировки могут быть такие :

-Профсоюзный комитет согласен с проектом инструкции по охране труда для регулировщиков радиоаппаратуры;

-Профсоюзный комитет считает,  что в локальный нормативный акт, регулирующий передачу персональных данных работников,  необходимо внести изменении: в п. 6.3. исключить подразделения, которые не осуществляют работу с персоналом

-Профсоюзный комитет не согласен с проектом Положения, предусматривающий организацию работ на оздоровительной базе вахтовым методом. Это не соответствует положением о вахтовом методе организации работ от ______ № _______, так как Перечень  предприятий,  организаций и объектов на которых может применяться вахтовый метод, не содержит  оздоровительных баз и подобных организаций»

             В соответствии с ч.3 ст.8 ТК коллективным договором может быть предусмотрено принятие  локальных нормативных актов  по согласованию с представительным органом работников. Тогда меняется процедура, а на документах ставится гриф «согласованно».

 

 

 

Председатель профоргана                                _____________________________

 

 

Возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в установленном законом порядке.

Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке, так как только суд в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством может провести полную всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов.

 

г) Права и полномочия профсоюзных организаций при увольнении работника по инициативе  работодателя.

Процедура учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

 

Перечень оснований увольнения работников по инициативе работодателя, при  которых требуется предварительное согласие

профсоюзной организации

1.Основание:

При сокращении численности или штата работников организации Кодекса работодатель обязан  в письменной форме сообщить об этом выборному профсоюзному органу данной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников  организации может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ , статья  81, п.2 ; компетенция  профсоюзов - ТК РФ , статья 82, п. 1.

2.Основание:

При расторжении трудового договора по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами  аттестации, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается  член комиссии соответствующего выборного профсоюзного органа.

Нормативный акт:

Основание увольнения -ТК РФ, статья 81, пп. «б» пункта 3; права профсоюза - ТК РФ , статья 82, часть третья.

3.Основание:

При увольнении работника, являющегося членом профсоюза, в связи с сокращением численности или штата работников организации, обязателен  учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ , статья 81, пункт 2; права профсоюза -ТК РФ, статья 82, часть вторая.

Основание:

При увольнении работника, являющегося членом профсоюза, по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе в следствии недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, обязателен учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ, статья 81, пп. «б» пункта 3; права профсоюза - ТК РФ , статья 82, часть вторая.

Основание:

При увольнении работника, являющегося членом профсоюза, по причине неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, обязателен  учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ , статья 81, пункт 5; права  профсоюза - ТК РФ, статья 82, часть вторая.

Основание:

При увольнении по инициативе работодателя руководителей (их  заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений ( не ниже  цеховых  и приравненных к ним), не  освобожденных от основной работы, в связи  с сокращением численности или штата  работников организации,  увольнение, помимо общего порядка  увольнения, допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа решение об увольнении  принимается с учетом мотивированного мнения  профсоюзной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ , статья 81, пункт 2; права  профсоюза - ТК РФ , статья 82, часть вторая; статья 374, часть первая.

Основание:

При  увольнении по инициативе работодателя руководителей ( их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее  структурных подразделений ( не ниже  цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, по причине несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе в следствии недостаточной квалификации, подтвержденной результатами  аттестации, увольнение, помимо общего порядка увольнения, допускается  только с  предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного  органа. При  отсутствии вышестоящего профсоюзного органа решение об увольнении принимается с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения =ТК РФ, статья 81, пп. «б» пункта 3; права профсоюза - ТК РФ , статья 82, часть вторая; статья 374, часть первая.

Основание:

При увольнении по инициативе работодателя руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним),  не освобожденных от основной работы, по причине неоднократного неисполнения работником без уважительной причины трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, увольнение, помимо общего порядка увольнения, допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При  отсутствии вышестоящего профсоюзного органа решение об увольнении принимается с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ , статья 81, пункт 5; права профсоюза -  ТК РФ , статья 82, часть вторая, статья 374, часть первая.

Основание:

При  увольнении  по инициативе работодателя Кодекса руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока  их полномочий, в связи с сокращением численности или  штата работников  организации, увольнение, помимо общего порядка увольнения, допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа решение об  увольнении принимается с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ, статья 81, пункт 2 ; права профсоюза - ТК РФ, статья 82, часть вторая , статья 374 , часть первая, статья 376.

Основание:

При  увольнении по инициативе  работодателя руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока их  полномочий, по причине  несоответствия работника занимаемой должности или  выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, увольнение, помимо общего порядка увольнения, допускается только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа решение об  увольнении принимается с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации.

Нормативный акт:

Основание увольнения - ТК РФ, статья 81, пп. «б» пункта 3; права профсоюза - ТК РФ , статья 82, часть вторая ; статья 374, часть первая.

Основание:

При увольнении по инициативе работодателя руководителя выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий, по причине неоднократного неисполнения  работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание, увольнение, помимо общего порядка  увольнения, допускается только  с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего профсоюзного органа решение об  увольнении принимается с учетом мотивированного мнения профсоюзной организации.

При принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в соответствии с:

- пунктом 2 статьи 81 - расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников;

- подпунктом "б" пункта 3 статьи 81 - расторжение договора по инициативе работодателя в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

- пунктом 5 статьи 81 - расторжение трудового договора по инициативе работодателя вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание -

работодатель обязан направить в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

Отсутствие копий указанных документов дает основание выборному профсоюзному органу возвратить работодателю проект приказа с указанием на нарушение требований, предусмотренных ч.1 ст.373 ТК РФ

Данное обращение может быть  выражено в следующей форме :

 

Председателю

выборного профсоюзного органа

Обращение

 

Руководство        ________________________________________ сообщает  Вам, что21 декабря 2001 года принято решение о сокращении численности ( штата) работников и возможном расторжении трудового договора с

 

ФИО, должность ,профессия, цех, участок, отдел.

­­            В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК РФ  прошу в течение сими дней со дня получения приказа выразить мотивированное мнение по вопросу увольнения по сокращению численности ( штата) _____________________________________________________________________

Должность ФИО

Работник в соответствии с действующим Трудовым законодательством :

  • Предупрежден персонально под расписку о предстоящем увольнении

''         ''                       200  г.

  • Отказался от предложенной ему имеющейся в организации на день предупреждению и на день направления сообщения вакантных должностей

( профессий)________________________________________________________

                            перечислить предлагаемые работнику работодателем вакантные должности.

  • Отказался от предложенного ему переобучения по вновь вводимым должностям (профессии)

 

  • Не имеет преимущественного права на оставлении на работе на основании ст.179 ТК РФ и коллективного договора
  • Не попадает под действие трудового законодательства, ограничивающего права работодателя на увольнение определенных категорий работников (беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, одиноким матерям, воспитывающим ребенка до четырнадцати лет ( ребенка-инвалида - до восемнадцати лет) , и др.
  • Выполненные мероприятия по ограничению безработицы _______________

_____________________________________________________________________

 

Данные о предстоящем увольнении ____________________________________

                                                                                              ФИО

Направлены__________________________________________________________

Указать орган службы занятости

 

 

Приложение :

 

1.Приказ о предстоящем сокращении

2.Копии документов, являющихся основанием для принятия решения по увольнению.

 

 

Руководитель организации:

 

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Профсоюзный орган  должен направить работодателю не просто мнение, а мотивированное мнение. То есть ответы «считаем нецелесообразно» , «не согласен» и т.п. не подходят. Мотивированное мнение должно содержать доводы, мотивы, основания.

 

выборного профсоюзного органа, однако обсуждение предполагаемого решения работодателя целесообразно проводить в присутствии работника, подлежащего увольнению в связи с сокращением численности или штата работников организации, т.к. он мог бы дать соответствующие пояснения, ответить на вопросы, привести свои доводы Примерный образец мотивированного мнения профсоюзного органа о возможном сокращении работника

 

Руководителю________________

 

 

Выписка из решения

(наименование выборного профоргана)

о возможном сокращении работника

Ф.И.О. работника

___________________________  рассмотрел полномочным составом 

  (наименование профоргана)

Обращение работодателя №_____ от «___»_____________ 200__г.

 

По увольнению  __________________________________________________________

                          Ф.И.О. работника

обоснование к нему и документы, подтверждающие необходимость и законность увольнения

 

    На заседании «___»____________200__г. ( наименование профоргана) на основании ст.82,373  ТК РФ проверено соблюдение работодателем всех действующих и предусмотренных трудовым законодательством, соглашениями, коллективным договором норм трудового права при увольнении

Ф.И.О.работника

утверждено следующее мотивированное мнение:

 

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

 

по увольнению   __________________________________________________________

Ф.И. О.работника

Представленный работодателем  приказ  __________________________________

и приложенные к нему документы подтверждающие (не подтверждающие) правомерность его издания.

  Приказ  соответствует (не соответствует) требованиям установленным ст.____ ТК РФ, ст._____ ФЗ « О занятости  населения»  , пунктам _____ соглашения, пунктам ______ Коллективного договора, не нарушает (нарушает) условий индивидуального  трудового договора  работника организации.

   Иные замечания и дополнения к  приказу по содержанию, срокам , предлагаемых изменениям и т.д. _______________________________________

 

   На основании изложенного __________________________ считаем

                                                     (наименование профоргана)

возможным (невозможным)  увольнение  работодателем _____________________________________________________________ .

Ф.И. О. работника

Формулировки могут быть такие :

-Профсоюзный комитет считает, что при решении вопроса об увольнении не было учтено, что у _________________ производительность труда выше, чем у других  фрезеровщиков 5 -ого разряда в цехе № 72. Принятое решение нарушает ст.179 ТК РФ.

-« Профсоюзный комитет не обнаружил нарушений законодательства при решении вопроса об увольнении _________________ по п.2 ст.81 ТК РФ.

            В соответствии с ч.4 ст. 82 коллективным договором может быть установлен иной порядок обязательного участия выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. При этом должны измениться  процедура и формулировки.

 

 

Председатель профоргана                                _____________________________

 

При этом мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

 

В случае если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом.

Если в ходе таких консультаций взаимоприемлемое соглашение сторонами так и не было достигнуто, работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение по своему усмотрению. Данное решение может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, то есть возникает индивидуальный трудовой спор, в ходе разбирательства которого суд, рассмотрев дело по существу, восстановит нарушенное право работника или оставит решение работодателя в силе, то есть откажет работнику в иске о восстановлении на работе.

Право принятия окончательного решения предоставляется работодателю.

Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

В этом случае работодатель имеет возможность обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

 Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

 Основанием для издания приказа об увольнении работника наряду с документами, явившимися основанием для расторжения трудового договора, будут также протокол заседания выборного профсоюзного органа, в котором должно найти соответствующее отражение мотивированное мнение выборного профсоюзного органа, в котором должны содержаться результаты консультаций, проводимых в соответствии с ч.3 ст.373 ТК РФ.

   Выборный профсоюзный орган вправе обсуждать вопрос о формировании мотивированного мнения только будучи правомочным органом, т.е.  в заседании профсоюзного органа должно участвовать более половины его членов, количество которых исчисляется исходя из общего числа всех избранных, независимо от отсутствия некоторых из них в данное время ввиду болезни, нахождения в отпуске и т.д. ( за исключением случаев, когда члены профсоюзного органа уволились или выбыли из списочного состава организации по другим причинам).

   Решение выборного профсоюзного органа при рассмотрении предполагаемого решения работодателя может быть законным только в том случае, если оно принято большинством голосов.

   ТК РФ не требует присутствия работника на заседании и соображения.

    Работодатель должен иметь ввиду,  что согласно ч.5 ст.373 ТК РФ он вправе расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Трудовое законодательство не регламентирует порядок  и возможность перерыва в этом сроке, а также продления срока.

            Увольнение, произведенное работодателем по п.2 ст. 81 ТК РФ по истечении месячного срока после получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа, может быть признано незаконным, произведенным с нарушением порядка учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Это дает основание для восстановления на работе уволенного работника в связи с нарушением процедуры его увольнения.

   Отсутствие работника на работе в силу временной нетрудоспособности, нахождение его в ежегодном отпуске или по иным обстоятельствам не влияет на течение данного срока.

   Таким образом, следует исходить из того, что работодатель не вправе уволить работника по п.2 ст.81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата, если срок действия высказанного соответствующим выборным профсоюзным органом мотивированного мнения при расторжении трудового договора по инициативе работодателя истек.

   На практике встречаются случаи, когда профсоюзный орган подтверждает сформулированное мотивированное мнение в связи с истечением срока действия первоначально принятого об этом решения. Законом не запрещается соответствующему выборному профсоюзному органу принимать решение о подтверждении первоначально сформулированного им мотивированного мнения. Однако данная ситуация является достаточно спорной.

    Более правильным представляется повторное обращение работодателя к выборному профсоюзному органу с представлением проекта приказа и копий всех документов и соблюдение порядка учета мотивированного мнения, предусмотренного ст.373 ТК РФ.

    Следовательно, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в силу ч.2 ст.81 ТК РФ в такой ситуации выборный профсоюзный орган должен сформулировать мотивированное мнение повторно с учетом сложившихся обстоятельств на момент рассмотрения проекта приказа и копий документов к нему, направленных работодателем.

            Выборный профсоюзный орган при повторном формулировании мотивированного мнения должен максимально полно учитывать все обстоятельства,  в т.ч. и изменения  произошедшие как в организации, так и в личной жизни подлежащего высвобождению работника

    Не требуется соблюдение процедуры учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе  работодателя в следующих случаях:

  • в организации отсутствует выборный профсоюзный орган;
  • увольняемый работник не является членом профсоюза;

Решение соответствующего профсоюзного органа не может быть  ни обжаловано в какой-либо орган( вышестоящий профсоюзный б судебный или любой государственный), ни отменено.

 

Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства.

 

   В настоящее время большинство нарушений прав работников допускается из-за отсутствия эффективных механизмов защиты трудовых прав работников. Профессиональные союзы занимают особое место в системе органов надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.(приложение № 2_ В отличие от государственных инспекций и органов прокуратуры профсоюзы сталкиваются с этими вопросами ежедневно, поскольку представительствуют в интересах работников, имеют возможность оперативно проводить консультации с работодателями, разъяснять работникам имеющиеся у них права и соответствующие обязанности работодателя.

   Действующее законодательство предоставляет  профсоюзам

право создавать собственные инспекции труда, полномочия которых предусмотрены положениями, утверждаемыми профсоюзами ( приложение № 3)

   В качестве основных полномочий профсоюзных инспекций труда законодатель называет право:

  • беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовой формы;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и законодательства о профессиональных союзах, а также нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
  • предъявлять работодателем требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни или здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • принимать участие в работе комиссий по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

 Приведенный перечень не является исчерпывающим, что представляет профсоюзам право расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты трудовых прав своих членов.

   В соответствии с законодательством профсоюзы, их инспекции труда при осуществлении этих полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, так как это помогает скоординировать усилия, направленные на защиту трудовых прав работников и привлечь виновных к ответственности.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх