18.06.2009 04:07
Территориальное общественное объединение
Федерации омских профсоюзов
Правовой отдел
ЗАЩИТА ТРУДОВЫХ ПРАВ РАБОТНИКОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОЦЕДУРЫ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) ПРЕДПРИЯТИЙ
В помощь профсоюзному активу
Омск, 2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОТА ПРОФСОЮЗОВ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БАНКРОТСТВА ДЕЙСТВИЯ ПРОФСОЮЗОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ ЗАЩИТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПРИ БАНКРОТСТВЕ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ НА МОМЕНТ ПРИЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОЙ (БАНКРОТОМ)
Общее положение
Несостоятельность (банкротство) - особое состояние работодателя, которое влияет на трудовые отношения возникающие между работником и работодателем.
Признание организации неплатежеспособной (несостоятельной) по российскому законодательству не ведет к прекращению отношений с занятыми в этой организации работниками. Введение процедур наблюдения и внешнего управления в ряде случаев позволяет избежать ликвидации организаций и увольнения работников. Данное обстоятельство не должно исключать гарантию и защиту трудовых прав работников нормами трудового законодательства.
Участие представителей работников должника в собрании кредиторов
Законодательство Российской Федерации о труде не содержит норм, гарантирующих защиту требований работников, а также не обеспечивает охрану заработной платы, рабочих мест и организаций в целом при процедурах банкротства.
При проведении процедуры банкротства важно соблюдать интересы работников должника. Эта задача решается различными способами, в том числе участием представителей работников должника в собрании кредиторов. Такое участие дает возможность трудовому коллективу иметь представление о существующей ситуации на производстве, настаивать на применении к должнику той процедуры банкротства, которая в наибольшей степени отвечает интересам трудового коллектива.
Представитель работников может и должен также оспорить решение арбитражного управляющего о составе и размере требований по оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам (контрактам). Поскольку возникшие разногласия относятся не к выплате соответствующих сумм конкретным работникам, а к их учету в реестре требований кредиторов для проведения процедуры банкротства и осуществления иных полномочий, установленных Законом "О несостоятельности (банкротстве)", они рассматриваются арбитражным судом.
Сокращение
Ст. 109 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" среди мер по восстановлению платежеспособности должника предусматривает перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств. Реализация таких мер приводит к необходимости сокращать штаты, уменьшать численность работников. В этих случаях применяется п. 2 ст. 81 ТК РФ. В целях обеспечения прав работников закон предусматривает, что это основание расторжения трудового договора должно применяться с соблюдением определенных условий. Основное условие - о предстоящем увольнении работники предупреждаются персонально под расписку не менее чем за два месяца. В случае отказа от расписки внешний управляющий письменно фиксирует такой отказ. Составленный в связи с этим акт должен быть подписан двумя лицами: представителем работодателя и любым другим работником. Двухмесячный срок предупреждения работника о предстоящем увольнении не подлежит сокращению. Увеличение данного срока допускается, однако при всех условиях внешний управляющий вправе расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения согласия соответствующего профсоюзного органа. Если срок предупреждения об увольнении не соблюден и работник обратился в суд, то при отказе восстановить на работе (например, имеются другие основания, по которым он не подлежит восстановлению на работе) суд изменяет дату увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор был прекращен по истечении установленного законом срока предупреждения. Период, на который продлен трудовой договор в связи с переносом даты увольнения, подлежит оплате работнику.
Одной из мер по восстановлению платежеспособности должника является продажа предприятия (бизнеса) должника. В этом случае все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу. Права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия. В законе специально выделен вопрос о регулировании фондов потребления должника. Поскольку внешнее управление проводится для восстановления платежеспособности должника, удовлетворения требований кредиторов, последние вправе ограничивать деятельность внешнего управляющего по расходованию денежных средств. Это проявляется в том, что решения, влекущие увеличение расходов должника на потребление, включая оплату труда работников должника, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов.
При конкурсном производстве регулирование трудовых отношений практически сводится к двум вопросам: увольнение работников в связи с ликвидацией организации и удовлетворение их требований по выплате выходных пособий и оплате труда. Размер требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), определяется исходя из той задолженности, которая образовалась на момент принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Иная очередность удовлетворения требований по выплате выходных пособий и оплате труда предусмотрена в тех случаях, когда должник в период принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом не в полном объеме выполнил обязательства по указанным требованиям. Суммы, не выплаченные до вступления в силу решения арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, включаются в общую сумму задолженности должника и возмещаются до удовлетворения требований кредиторов второй очереди.
Закон "О несостоятельности (банкротстве)" не включает в конкурсную массу жилищный фонд социального использования, детские дошкольные учреждения и объекты коммунальной инфраструктуры, жизненно необходимые для региона. Все эти объекты подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. При такой передаче происходит смена собственника. Согласно ч. 2 ст. 77 ТК РФ при смене собственника трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Следовательно, работники указанных объектов не могут быть уволены по инициативе конкурсного управляющего. Новый собственник - муниципальное образование в дальнейшем самостоятельно будет решать кадровые вопросы в соответствии с законодательством о труде. Кроме того, если при продаже предприятия изменился профиль его деятельности, покупатель обязан переобучить или трудоустроить нуждающихся в этом работников.
При рассмотрении вопросов труда и заработной платы при банкротстве организаций неизменно затрагивается и тема социального партнерства. Социальное партнерство согласно ст. 23 ТК РФ - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Трудовой кодекс РФ также закрепляет такие основные формы социального партнерства, как: коллективные переговоры, взаимные консультации, обеспечение гарантии и трудовых прав работников и совершенствование трудового законодательства; участие работников и их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.
Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.
Первым международным актом, регулирующим охрану заработной платы работников в случае банкротства предприятия, является Конвенция МОТ "Об охране заработной платы", принятая 1 июля 1949 года. В статье 11 Конвенции предусмотрено, что в случае банкротства предприятия трудящиеся, занятые на этом предприятии, пользуются положением привилегированных кредиторов. Заработная плата, составляющая этот привилегированный кредит, подлежит выплате полностью до того, как обычные кредиторы смогут потребовать свою долю.
Международная организация труда только в 1992 г. приняла Конвенцию N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя", целью принятия которой является согласование государствами - членами МОТ единообразного подхода к проблеме защиты требований трудящихся посредством привилегий либо обязательств, предусматривающих указанную защиту, реализуемую при помощи гарантийных учреждений.
Подобно другим актам МОТ в данной Конвенции в первую очередь обращается внимание на применение терминов. Так, неплатежеспособность есть ситуация, при которой в соответствии с национальным законодательством и практикой открывается процедура, касающаяся активов предпринимателя, с целью удовлетворения претензий кредиторов на коллективной основе.
В Конвенции закреплено положение, согласно которому компетентный орган отдельной страны - участницы МОТ вправе после проведения консультаций с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся уточнить круг и категории трудящихся, на которых в связи с определенными условиями указанные гарантии могут не распространяться. Например, национальным законодательством могут быть скорректированы положения указанной Конвенции в силу особого характера трудовых отношений в сфере государственной службы или в силу наличия других видов гарантий, обеспечивающих отдельным категориям трудящихся защиту, равную той, которая предусмотрена положениями указанной Конвенции.
Международное сообщество пришло к выводу о том, что в Конвенции МОТ должно содержаться только два приоритетных направления защиты требований трудящихся - посредством привилегий и при помощи гарантийных страховых учреждений.
В первом случае требования трудящихся, вытекающие из трудовых отношений, защищаются на основе привилегии, т.е. таким образом, чтобы они удовлетворялись из активов неплатежеспособного предпринимателя до того, как будут удовлетворены требования непривилегированных кредиторов.
К числу данного рода привилегий относятся следующие требования трудящихся:
1) по заработной плате за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;
2) по выплатам за оплачиваемые отпуска, право на которые возникло в связи с работой, выполненной в течение года наступления неплатежеспособности или прекращения трудовых отношений, а также в течение предшествующего года;
3) по суммам, причитающимся в отношении других видов оплачиваемого отсутствия на работе за установленный период времени, который должен составлять не менее трех месяцев, предшествующих неплатежеспособности или прекращению трудовых отношений;
4) по выходным пособиям, причитающимся трудящимся в связи с прекращением трудовых отношений.
Таким образом, минимальная привилегия распространяется исключительно на требования по заработной плате, по выплатам оплачиваемого отпуска, по компенсациям за моменты (в пределах случаев, закрепленных действующим законодательством) оплачиваемого отсутствия на работе и по выходным пособиям в связи с прекращением трудовых отношений, т.е. увольнением.
Предствитель тр. коллектива
Законодательство о банкротстве предусматривает участие в арбитражном процессе по делу о банкротстве представителя работников должника, но без права голоса. В трудовом праве такое понятие отсутствует. Закон о несостоятельности (банкротстве) не предусматривает возможности подачи представителем работников должника жалобы в арбитражный суд на решения, принимаемые собранием кредиторов, действия арбитражного управляющего, а также на решения, определения, постановления арбитражного суда.
Анализируя вопрос защиты трудовых интересов работников со стороны профсоюзов, необходимо отметить, что интересы работников должника в арбитражном процессе представляет лицо, ими уполномоченное. Представителем работников должника может быть лицо, являющееся работником этой организации, а также лицо, уволенное в связи с ее банкротством.
Правовой механизм избрания представителей работника должника, для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, в Законе отсутствует. Поэтому этот вопрос следует разрешать при помощи норм трудового права. Трудовой кодекс РФ устанавливает полномочия трудового коллектива, порядок и формы их осуществления. Представлять интересы работников вправе любое физическое лицо, как состоящее в трудовых отношениях с должником, так и прекратившее их до применения процедур банкротства. Трудовое законодательство закрепляет за профсоюзами право представлять интересы работников, однако на практике профсоюзы не участвуют в делах о банкротстве.
Представитель работников иметь право: запрашивать и представлять сведения о составе и размере требований по оплате труда, гарантийным и компенсационным выплатам, предусмотренным трудовым законодательством Российской Федерации; требовать внесения в реестр кредиторов сведений по оплате труда, гарантийным и компенсационным выплатам каждого работника организации и осуществлять другие функции.
Банкротство ведет к ликвидации организации и увольнению всех или большей части занятых работников, поэтому возникает проблема защиты их материальных интересов. Статьи 64 ГК РФ и 134 Закона "О несостоятельности (банкротстве)" устанавливают очередность удовлетворения требований кредиторов. Они соотносятся между собой как общая и специальная. Сначала удовлетворяются внеочередные требования. Их четыре: судебные расходы, расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражным управляющим, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства. Далее удовлетворяются очередные требования. В результате требования работников удовлетворяются в "шестую очередь", а не во вторую, как предусмотрено Законом.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАБОТНИКОВ НА МОМЕНТ ПРИЗНАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОЙ (БАНКРОТОМ)
Стороны договорились, что в условиях угрозы проведения процедур банкротства все решения принимаются с участием Профсоюза.
В случае признания организации банкротом и осуществления мероприятий по ее ликвидации (реорганизации) коллективный договор сохраняет свое действие на весь период проведения этих мероприятий до момента полного расчета всех наемных Работников в соответствии с действующим законодательством.
Стороны договорились в случае осуществления санации организации или признания ее банкротом разработать социальный план, направленный на:
- поддержку экономики организации при санации (участие Работников в перепрофилировании производства на выпуск новой конкурентоспособной продукции, повышении квалификации Работников, введение неполной рабочей недели (рабочего дня) и т.д.);
- смягчение социальных последствий при сокращении Работников (возможное передвижение с одних рабочих мест на другие, открытие новых производств, участков, определение общих объемов и размеров компенсаций и пр.).
Работодатель обязуется доводить до сведения Работников информацию о производственном и финансовом положении организации.
Стороны договорились, что в случае признания организации несостоятельной должны быть предусмотрены следующие меры:
- сохранение не менее 70% рабочих мест;
-предоставление увольняемым вакантных мест по другим специальностям в организации;
- переобучение и трудоустройство высвобождаемых Работников;
- досрочный перевод на пенсию Работников, пенсионный возраст которых должен наступить не ранее чем через два года, с выплатой им пенсии за счет организации.
Профсоюзу предоставляется право общественного контроля за ходом ликвидации организации на всех этапах ее проведения, своевременного ознакомления с материалами, готовящимися в ходе ликвидации, и экспертизы этих материалов, а также привлекать для контроля представителей вышестоящих профсоюзных органов.
При ликвидации организации претензии Работников по коллективному договору удовлетворяются из имущества ликвидируемой организации в соответствии с действующим законодательством.
К числу неспециализированных органов, рассматривающих трудовые споры в ходе процедуры банкротства, следует отнести арбитражные суды.
Разногласия, возникающие между представителем работников должника и арбитражным управляющим, ведущим реестр требований кредиторов, по специально предусмотренным п. 11 ст. 16 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" вопросам (о составе и размере требований об оплате труда и выплате выходных пособий лицам, работающим по трудовым договорам - данный перечень является исчерпывающим), рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 60 названного Закона. Представитель при наличии указанных разногласий на любой стадии производства по делу о несостоятельности вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением или жалобой о нарушении прав и интересов работников, которые рассматриваются в заседании суда не позднее чем в месячный срок со дня получения. С заявлением по разногласиям может обратиться в суд и арбитражный управляющий.
Закон не устанавливает каких-либо специальных требований к форме такого заявления. Оно, во всяком случае, должно содержать указание на арбитражный суд, в который подается дело, наименование заявителя и его адрес, изложение оснований, по которым представитель работников считает неверным определение арбитражным управляющим состава и размера требований, а также указание на то, почему требования трудящихся являются законными и обоснованными. При разногласиях по размеру требований желательно представление соответствующего расчета. Кроме того, следует четко сформулировать само требование (например, какие конкретно суммы неправомерно не включены арбитражным управляющим в реестр требований кредиторов). К заявлению необходимо приложить доказательства наличия у лица, его подписавшего, соответствующих полномочий. Для представителя работников должника таким документом будет протокол (выписка из протокола) собрания работников организации по его избранию, подписанный председателем и секретарем собрания.
У суда отсутствуют правовые основания к возврату такого заявления или оставлению без движения по формальным основаниям (к примеру, тем, что предусмотрены ст. 128 АПК РФ для искового заявления). Тем не менее, арбитражный суд не сможет рассмотреть заявление, которое объективно невозможно назначить к слушанию (например, когда из его содержания неясно, в рамках какого дела оно заявлено, отсутствуют наименование, адрес и подпись заявителя).
Что касается порядка рассмотрения названных разногласий арбитражным судом, то соответствующей специальной процедуры законодательством не предусмотрено. Поэтому в силу ст. 32 Закона о банкротстве, ст. 223 АПК РФ применим порядок вынесения определений, установленный АПК РФ. При таких обстоятельствах, в отличие от принятия решения по делу о несостоятельности, рассмотрение названных разногласий может осуществляться судьей единолично.
Определение, вынесенное по результатам рассмотрения заявления или жалобы, также должно соответствовать по форме и содержанию требованиям ст. 185 АПК РФ.
Практика рассмотрения соответствующих заявлений арбитражным судом свидетельствует о том, что последний признает установленными требования по оплате труда в размере, определенном решением суда общей юрисдикции, и не принимает дополнительные доказательства и доводы лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о несостоятельности.
Хотя Закон о банкротстве специально не предусматривает права обжалования работниками должника или их представителем действий арбитражного управляющего, это вовсе не исключает такой возможности. Более того, лишение трудящихся прав кредиторов, предусмотренных ст. 55 названного Закона, могло бы затруднить включение в реестр требований, возникающих из социально - трудовых отношений, даже при наличии решения суда общей юрисдикции по делу о взыскании заработной платы. В этом случае можно попытаться обжаловать действия арбитражного управляющего непосредственно в суд общей юрисдикции, руководствуясь ч. 1 ст. 46, ч. 1 ст. 47 Конституции РФ.
Арбитражный управляющий, по всей вероятности, может быть отнесен к числу работодателей. Он является индивидуальным предпринимателем, который по поручению арбитражного суда в рамках осуществления предпринимательской деятельности осуществляет наблюдение за должником, управление его имуществом или ликвидацию, действуя преимущественно в интересах кредиторов и получая за это вознаграждение. Внешний и конкурсный управляющие руководят предприятиями.
Статьи 16, 60 Закона о банкротстве не содержат специальной оговорки о том, что с жалобой на действия арбитражного управляющего могут обратиться только конкурсные кредиторы (например, как это сделано в п. 2 ст. 72 Закона о банкротстве относительно состава голосующих участников первого собрания кредиторов) или о лишении соответствующего права кредиторов по обязательствам, возникшим из трудовых отношений (примером может служить п. 3 ст. 72 Закона о банкротстве, согласно которому представитель работников должника не может голосовать на собрании кредиторов). Следовательно, с соответствующей жалобой могут обратиться и кредиторы - работники. А при таких обстоятельствах следует признать, что ст. 60 Закона о банкротстве установлен порядок рассмотрения жалоб кредиторов по требованиям об оплате труда. Поэтому такая жалоба не может быть рассмотрена судом общей юрисдикции, будучи подведомственной арбитражному суду.
Безусловно, посредством обжалования действий управляющего в арбитражный суд могут быть защищены далеко не все трудовые права граждан. Например, в случае незаконного увольнения с иском о восстановлении на работе трудящийся может обратиться в суд общей юрисдикции, но не в арбитражный суд, даже если соответствующий приказ издан конкурсным управляющим, осуществляющим руководство должником. Арбитражный суд в рамках процедуры несостоятельности полномочен защищать главным образом имущественные права работников - кредиторов в ходе конкурсного производства, которые не могут быть обеспечены посредством издания актов КТС и судами общей юрисдикции, принудительного их исполнения в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и нормами ГК РФ, регламентирующими очередность списания средств со счета.
Дело в том, что с момента открытия конкурсного производства все требования к должнику могут быть заявлены только в рамках процедуры банкротства. С этого же времени начинает действовать мораторий на принудительное, посредством исполнительного производства, удовлетворение требований привилегированных кредиторов, в том числе возникших из социально - трудовых отношений. При таких обстоятельствах, даже при наличии вступившего в законную силу акта органа по рассмотрению трудовых споров и соответствующего исполнительного документа (удостоверение КТС, судебный приказ или исполнительный лист), конкурсный управляющий может вопреки требованиям закона производить расчеты с кредиторами с нарушением установленной ст. 134 Закона о банкротстве очередности. В отсутствие права на принудительное исполнение актов названных юрисдикционных органов единственной легальной возможностью защитить интересы работников - кредиторов становится обжалование неправомерных действий управляющего в арбитражный суд. Лишение трудящихся соответствующего права может привести к тому, что требования кредиторов второй очереди не будут удовлетворены или задолженность по заработной плате будет выплачена намного позднее положенного срока.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЕМ РАБОТОДАТЕЛЯМИ ПРОФСОЮЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ СУММ ЧЛЕНСКИХ
ПРОФСОЮЗНЫХ ВЗНОСОВ ИЗ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразия рассмотрения дел о взыскании с работодателей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) не перечисленных на счета профсоюзных организаций сумм членских профсоюзных взносов из заработной платы, выданной работникам, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендует арбитражным судам исходить из следующего.
1. Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", статье 377 Трудового кодекса Российской Федерации при наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников. Работодатель не вправе задерживать перечисление указанных средств.
Как отмечалось в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 N 25, споры между профсоюзными организациями и работодателями по поводу перечисления на счет профсоюзных организаций сумм членских профсоюзных взносов из заработной платы работников подведомственны арбитражным судам.
Такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, в том числе в случаях возбуждения в отношении работодателя дела о несостоятельности (банкротстве).
2. Поскольку членские профсоюзные взносы из заработной платы работников подлежат после ее выплаты немедленному перечислению на счет профсоюзной организации, они не могут рассматриваться как собственное имущество работодателя.
3. Исполнительные и платежные документы о взыскании с работодателей в пользу профсоюзных организаций сумм членских профсоюзных взносов из заработной платы работников исполняются в очередности, установленной статьей 78 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации для исполнения исполнительных и платежных документов о взыскании с работодателя в пользу работников сумм заработной платы.
В соответствии с частью 1 статьи 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения о взыскании с работодателя в пользу профсоюзной организации сумм членских профсоюзных взносов следует указывать, что с ответчика взыскивается сумма упомянутых взносов из заработной платы работников.
4. При осуществлении процедур банкротства суммы членских профсоюзных взносов из заработной платы работников должны перечисляться работодателем на счет профсоюзной организации в очередности, установленной для выплаты заработной платы. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, предусмотренный статьями 94, 95 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", на данные суммы не распространяется.
Информационные ресурсы