644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Охрана труда Действия профсоюзов, способствующие проведению аттестации рабочих мест

Действия профсоюзов, способствующие проведению аттестации рабочих мест

23.03.2011 10:57

Действия профсоюзов, способствующие проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, как инструмента защиты права работников на безопасный труд.

«Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» предусматривает включение в состав комиссий по аттестации рабочих мест по условиям труда представителей профсоюзных  комитетов, уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов, а также членов комитетов (комиссий) по охране труда.

            Профсоюзы Омской области пользуются этим правом и в рамках социального партнерства на предприятиях и в организациях проводят активную политику по реализации требований Трудового кодекса РФ в части  аттестации рабочих мест по условиям труда.

            В данном случае интересы работодателя и профсоюзов совпадают. Для работодателя аттестация рабочих мест отражает фактическое состояние условий труда на рабочих местах и необходимость обеспечения наемных работников средствами коллективной и индивидуальной защиты.       Работники получают достоверную информацию об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске  повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, гарантий и компенсаций.

            Профсоюзы через коллективные договоры, соглашения добиваются как проведения самой аттестации рабочих мест, так и реализации её результатов.

            В настоящее время на предприятиях, имеющих профсоюзные организации  заключено  более 2,5 тыс. коллективных договоров, которые распространяются почти на 320 тысяч работников.

           По результатам аттестации рабочих мест в коллективные договоры вносятся приложения, отражающие компенсации работникам за вредные условия труда перечни средств индивидуальной защиты, мероприятия по обеспечению безопасности и улучшению условий труда. Это позволяет проводить общественный контроль охраны  труда более предметно на каждом рабочем месте.

Так например в марте 2007 года завершена аттестация рабочих мест в ОАО ПРП «Омскэнергоремонт», ОАО «Инженерно-строительная компания».

  Результаты аттестации рабочих мест рассмотрены на заседании в первичных профсоюзных организациях с заслушиванием руководителей подразделений. По результатам аттестации,  для улучшения условий труда работающим вне базы предприятия, приобретено 7 благоустроенных вагонов-бытовок «Кедр» на сумму 6,118 тысяч рублей, согласованы мероприятия по дальнейшему улучшению условий труда.

Используя итоги общественного контроля охраны труда на предприятиях  Исполком ТОО ФОП в ноябре 2007 года рассмотрел вопрос «О ходе аттестации рабочих мест по условиям труда в учреждениях здравоохранения, образования и муниципальных предприятиях пассажирского транспорта г.Омска».

            В своем постановлении Исполком отметил неудовлетворительное состояние аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях здравоохранения, образования и на муниципальных предприятиях пассажирского транспорта г.Омска.         На предприятиях пассажирского транспорта на момент проведения  исполкома в организациях не было ни одного рабочего места, на котором бы была проведена аттестация по условиям труда.

            Исполком обратил внимание  Администрации г.Омска и городского Совета г.Омска на то, что вследствие недостаточного бюджетного финансирования в соответствии  ст.226 ТК РФ, работодатели учреждений и предприятий,  финансируемых из городского бюджета, не выполняют требования ст.212 ТК РФ в части проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, информирования работников об условиях и охране  труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им средствах индивидуальной защиты и компенсациях. Исполком предложил работодателям учреждений здравоохранения, образования и муниципальных предприятий пассажирского транспорта г. Омска принять меры по выполнению работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.

           Обращение ТОО ФОП не осталось без внимания и на сегодня закончена аттестация рабочих мест в пассажирском предприятии №8, завершаются работы аттестация рабочих мест в пассажирских предприятиях № 1, 4,9

«Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» предусматривает создание комиссий по аттестации рабочих мест из членов прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях.

С целью подготовки профсоюзного актива для участия в работе аттестационных комиссий,    учебно-методический центр ТОО ФОП, включил вопросы аттестации рабочих мест в программы обучения председателей профсоюзных комитетов, уполномоченных по охране труда профсоюзов, членов совместных комитетов по охране труда.

Всего в 2007-2008 годах в  Учебно-методическом центре ТОО ФОП прошли обучение по этим программам 2847 человек, в том числе на выездных семинарах в Черлакском, Тюкалинском, Любинском, Омском, Русско-Полянском, Таврическом районах, где было обучено  420 человек.           

                   С формальной точки зрения аттестация является одним из наиболее проработанных вопросов, однако на практике существующая система имеет на наш взгляд ряд недостатков препятствующих её  широкому применению.

Так обеспечение и поддержание безопасных условий труда работников предполагает обязательное проведение оценки факторов рабочей среды. Мероприятия по оценке этих факторов регламентируются Трудовым кодексом РФ, а также Федеральным законом от 30.03.99г №53-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. нормативными правовыми актами, выпущенными в развитие этих законов.

          В обязанности работодателя для достижения одной  той же цели вменяется проведение двух различных дорогостоящих мероприятий: аттестации рабочих мест и производственного контроля. И что из них нужнее в сегодняшних условиях вопрос.

          На заседании Генерального Совета ФНПР, который прошёл в октябре 2007г. и где рассматривался вопрос «О действиях профсоюзов в связи с неудовлетворительными условиями труда и здоровьем работников»  было отмечено, что  процессом аттестации в России охвачено до 40% рабочих мест, многие специалисты считают, что организации тратят гораздо больше средств на проведении аттестации рабочих мест, чем на собственно улучшение условий труда, которые несмотря на то, что аттестация активно применяется более 15 лет, в большинстве случаев не улучшились, а продолжали ухудшаться.

            Это характерно и для нашего региона.

        По данным Управления статистики, в Омской области в 1995г. во вредных условиях труда было занято 13,9% списочной численности работающих. В 2006г  эта цифра выросла до 15,2%

          В 1995г.  было занято тяжелым трудом 1,6% (4723 чел.), а  В 2006г.  с тяжелыми условиями труда работали уже  5,7% списочного состава работающих (9544чел.).

               Если коэффициент проф. заболеваний на 10 тыс. работающих в 1995г составлял 0,3, то в 2006г. он стал 1,6.

           

        А ведь аттестация рабочих мест в области проведена уже на 25%  рабочих мест. Расходы на эти цели составили не одну сотню миллионов рублей. В приведенных цифрах влияние аттестации не очень заметно.

          Сегодня расходы на аттестацию одного рабочего места составляют как минимум 2тыс. рублей, в то время как на обеспечение безопасных условий труда и их улучшение в 2007г было потрачено в среднем всего 825 руб. на работающего.

           Это тревожный сигнал  того, что цель, улучшение условий труда и снижение травмоопасности производства, не приближается, а сам процесс аттестации рабочих мест стал формальным выполнением работодателями требований законодательства и источником получения доходов для отдельных организаций.

      Почему так происходит?  Очевидно, что данные по величине воздействия факторов рабочей среды, полученные при проведении аттестации один раз в пять лет, не могут объективно и достоверно характеризовать условия труда на протяжении всего этого периода.

        Как пример можно привести ОАО «Омскшина», где АРМ была начата в 2005 году и закончилась в 2007г. По итогам аттестации работники  участка Производства радиальных шин и цеха тепловодоснабжения не согласились с оценкой условий труда на их рабочих местах. По требованию профсоюзного комитета были проведены повторные замеры вредных веществ на рабочих местах. В итоге условия труда были признаны вредными и работникам были установлены повышенные тарифные ставки оплаты труда. По результатам замеров концентрации вредных химических веществ на рабочих местах после проведения аттестации рабочих мест работодателем в одностороннем порядке было принято решение прекратить выдачу молока более 1200 работникам. По настоянию профсоюзного комитета работодателем были проведены повторные замеры, которые выявили превышение вредных веществ на рабочих местах, и 430 работникам была восстановлена выдача молока.

               Этот пример говорит не о злом умысле работодателя или организаций проводивших измерения - это скорее действие фактора  времени и недостатков объективной оценки величины вредных факторов один раз в пять лет.

        Оценка травмобезопасности и  обеспеченности СИЗ  на рабочих местах является обязанностью как работника, так и непосредственного руководителя работ. Она должна проводиться в той или иной форме перед каждой рабочей сменой и каждым видом выполняемых работ в соответствие с соответствующими правилами и нормами.

         И такие проверки проводятся непосредственными руководителями работ, специалистами охраны труда в зависимости от характера выполняемых работ, состояния оборудования, уровней знаний и фактического выполнения работниками правил безопасности труда.

    Результаты, полученные при оценке травмобезопасности и обеспеченности СИЗ один раз в пять лет при проведении аттестации, характеризуют состояние на момент оценки и вряд будут приемлемыми  как для работника так и для работодателя в течение пяти лет.

          Пример: аттестация рабочих мест в ОАО «СанИнБев» проведена в 2005г., а два работника получили смертельные травмы в 2007г и 2008г на рабочих местах, которые на момент аттестации  имели допустимые условия труда

           Это говорит о том, что оценка травмобезопасности может быть только отправной точкой, что нужно сделать для обеспечения безопасности конкретного работника при выполнении конкретной работы в данных условиях.

           В ходе аттестации предусмотрены оценка предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, периодичность медицинских осмотров. Порядок и условия предоставления таких компенсаций устанавливается Правительством, а их увеличение во власти работодателя и прибыли предприятия.   И ни аттестующая организация,  ни аттестационная комиссия не в состоянии повлиять на изменения установленных норм.

            Очевидно понимание работодателями этих моментов и приводит к насильственному проведению АРМ и её слабого влияния на улучшение условий труда и снижение травматизма.

         В целях урегулирования этих противоречий Генеральный Совет ФНПР в октябре 2007года предложил Минздравсоцразвитию РФ проработать вопрос об оценке влияния аттестации рабочих мест на здоровье и безопасность работников, а также провести сопоставимый анализ аттестации рабочих мест по условиям труда с оценкой риска, которую проводят в Европейском союзе.

         Думаю что и на уровне региона следует предпринять ряд шагов по совершенствованию как положения по аттестации рабочих мест, так и самого процесса выполнения этой работы.

          Сдерживающим фактором для проведения АРМ в бюджетных  организациях  является финансирование этих работ. В связи с этим следует отметить, что бюджетные средства нужно тратить разумно.

          Спрашивается почему не аттестовать рабочие места работников в школах и дошкольных учреждениях, как аналогичные  рабочие места, но не в рамках одного учреждения, а группы аналогичных учреждений района. И аттестационные комиссии целесообразно было бы формировать в этом случае в масштабе органов управления образованием  в муниципальном  образовании. От этого выиграл бы и бюджет, и работники, получившие более качественный уровень аттестации рабочих мест. Сама картина фактических условий труда стала более прозрачной тем, от кого действительно зависит управление охраной труда, а работодатели учреждений результаты такой оценки вынуждены были бы использовать в практической работе по обеспечению безопасности работников в процессе трудовой деятельности.

           Средства для выполнения таких работ мог бы выделить, в централизованном порядке, и ФСС на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

         В целях исключения дублирования и снижения расходов на проведение инструментальных замеров вредных производственных факторов было бы целесообразно на уровне субъекта Федерации принять рекомендации разрешающие Аттестационным комиссиям использовать протоколы результатов производственного контроля  для АРМ, как самую достоверную информацию о величине вредного производственного фактора. Это реально сделать, ведь контроль объективности АРМ возложен на подразделения экспертизы условий труда субъекта Федерации.

Еще одна проблема это проблема качества аттестации

          Анализ АРМ медицинских работников показывает, что здесь нужны иные подходы, чем в промышленности. При аттестации у врачей практически у всех допустимые условия труда но почему заболеваемость медицинских работников самая высокая, травматизм и профессиональная заболеваемость выше, чем на промышленных предприятиях, государством установлены значительные компенсации за вредные условия труда и они наверняка были в свое время обоснованны.

            Думаю, что в этой отрасли аттестацией рабочих мест должны заниматься не ремесленники, а специализированные научно-исследовательские институты и лаборатории ( например Медицинская академия и ее соответствующие профильные кафедры). Результаты такой оценки должны доводиться для использования в практической работе по обеспечению безопасности работников в этой отрасли

Трудовой кодекс РФ своей ст.112 «Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда» определил: «Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда». Более того, «Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» предусматривает включение в состав комиссии представителей комитетов (комиссий) по охране труда сформированных с участием профсоюзов, а также уполномоченных лиц по охране труда профессиональных союзов.

            Профсоюзы Омской области пользуются этим правом и в организациях любой формы собственности, где имеются профсоюзные органы, их представители обязательно входят в состав комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда.

            В данном случае интересы работодателя и профсоюзов совпадают. Аттестация рабочих мест отражает состояние условий труда на рабочих местах и правильность обеспечения наемных работников средствами коллективной и индивидуальной защиты.

            Кроме того, аттестация рабочих мест подтверждает предоставления работникам достоверной информации об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске  повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, гарантий и компенсаций.

            Аттестация рабочих мест подтверждает необходимость бесплатной выдачи сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами.

            И наконец, только аттестация рабочих мест документально подтверждает работу наемного работника во вредных условиях труда, что дает ему право на льготное пенсионное обеспечение по списку №1 и №2 в соответствии с действующим законодательством.

            Учитывая, что наемный работник под роспись должен быть ознакомлен с результатами аттестации рабочего места, он получает наиболее полную информацию об условиях труда на рабочем месте, что дает возможность отстаивать свои интересы перед работодателем и другими органами  вплоть до обращения в суд.

            Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда предусматривает  аттестацию  аналогичных  мест по условиям труда.

            Если по результатам аттестации однотипных рабочих мест выявляются отклонения от норм и правил по охране труда, то мероприятия по улучшению условий и охраны труда, как правило, по предложению профсоюзных органов вносятся в Соглашения по охране труда, которое является приложением к разделу «Охрана труда и экологическая безопасность» коллективного договора.

            О важности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда говорит тот факт, что по результатам аттестации рабочих мест в коллективные договоры вносятся приложения: перечни должностей и профессий  на которых устанавливаются доплаты  по условиям труда, предоставляется право на получение дополнительных отпусков по условиям труда, проводится бесплатная выдача молока, а также мыла и других моющих средств.

            Все это делает профсоюзный контроль за охраной труда членами совместных комиссий по охране труда, уполномоченных по охране труда профсоюзных комитетов, технической инспекции труда ТОО ФОП конкретным на каждом рабочем месте.  

В организациях образования основным видом компенсации за вредные условия труда является установление  в повышенном размере ставок, окладов по сравнению с тарифными ставками.

Профсоюзными инспекторами труда в 2008 году был проведен общественный контроль в части предоставления компенсации за вредные условия труда 37 учреждениях образования.

В соответствии с коллективными договорами, которые заключены во всех организациях образования, работникам выплачиваются компенсации за работу во вредных условиях труда от 4 до 12%, однако, это не подтверждено результатами аттестации рабочих мест.

Аттестация рабочих мест по условиям труда проведена только в одном учреждении образования - МОУ «СОШ № 13». Причиной невыполнения требований ст.212 ТК РФ в части аттестации рабочих мест по условиям труда является отсутствием финансирования этих работ учредителями. В результате этого при проверке образовательных учреждений ЦАО было выявлено:

- отсутствовал перечень работ с неблагоприятными условиями труда в МОУ «СОШ № 113», МОУ ДОУ «Д/сад № 191» и т.д.;

- не были  составлены списки работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда  в МОУ «»СОШ №116», МОУ «СОШ № 113», МОУ ДОУ «Д/сад № 14» и др.;

- отсутствовали журналы учета времени работы сотрудников в неблагоприятных условиях труда МОУ «»СОШ №116», МОУ «СОШ № 113», МОУ ДОУ «Д/сад № 14» и др.

В полном объеме проведена аттестация рабочих мест в организациях входящих в Территориальное объединение «Электропрофсоюз».

В Омском филиале ОАО «ТГК-11» в 2-7 году аттестовано 856 рабочих мест, что составляет 100% работающих. По результатам аттестации рабочих мест администрацией совместно с профсоюзом намечены и выполнены работы по улучшению условий труда.

        Необходимо отметить, что аттестация рабочих мест по условиям труда требует немало финансовых затрат и занимает длительное время. Так, аттестация рабочих мест в ОАО «Омскшина» проводилась с 20.07.2005 по 30.06.2007г. Была проведена аттестация 3770 рабочих мест с численностью работающих 6665 человек. Было аттестовано 2364 рабочих места, условно аттестовано 1406 рабочих мест, не аттестованных рабочих мест нет.

            Аттестация рабочих мест проводилась при активном участии и контроле профсоюзного комитета предприятия. В ОАО «Омскшина»  избрано 172 уполномоченных по охране труда, которыми руководят 6 старших уполномоченных по видам производства.

        В составе профсоюзного комитета работает штатный специалист по охране труда, что дает возможность осуществлять в полной мере общественный контроль, оказывать уполномоченным по охране труда методическую и практическую помощь, активно участвовать в работе совместной комиссии по охране труда.

            В процессе проведения аттестации работники участка Производства  радиальных шин и цеха тепловодоснабжения не согласились с  предварительной оценкой  условий труда по результатам аттестации. По требованию профсоюзного комитета были проведены повторные замеры вредных веществ на рабочих местах, что позволило ввести надбавки к тарифной ставки за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в размере 12%.

По результатам  замеров концентрации вредных химических веществ на рабочих местах при проведении аттестации рабочих мест с вредными условиями труда  работодателем в одностороннем порядке было принято решение прекратить выдачу молока на этих рабочих местах. В результате количество работающих, которым, в качестве компенсаций за работу во вредных условиях труда, выдавалось молоко сократилось с 1484 чел. до 280 человек.

            Учитывая, что данное решение затрагивает интересы значительного  количества работающих, профсоюзный комитет  провел по данному факту президиум, своим решением выразил несогласие и потребовал от работодателя проведения повторных замеров с участием представителей профсоюзного комитета.

Работодатель не встал в позу, а согласился с мнением профсоюза. Проведенные  повторные замеры  с участием профсоюзного комитета выявили,  что превышение отдельных вредных веществ ( пыли тех.углерода, паров бензина, талька) имеет превышение на рабочих местах от 1,5 до 2 раз. Работодателю были предъявлены результаты замеров на рабочих местах. На этих рабочих местах работают в настоящее время 430 работников, которым приказом   работодателя была восстановлена выдача молока.

По результатам аттестации рабочих мест выпущен Приказ и составлен план мероприятий по улучшению условий труда, который контролируется профсоюзным комитетом.

Проведенная под контролем профсоюзного комитета  аттестация рабочих мест по условиям труда позволила в январе 2008 года ОАО «Омскшина» пройти сертификацию и получить Сертификат безопасности.

Сертификация подтвердила снижение факторов риска для работников в организации в условиях высокой производительности труда, Сертификат безопасности выдан ОАО «Омскшина» сроком на 5 лет.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх