644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Доклад председателя ФОП С.В. Моисеенко на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 7 октября 2016 г.

Доклад председателя ФОП С.В. Моисеенко на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 7 октября 2016 г.

14.10.2016 17:10

Уважаемые коллеги!

На VII съезде ФНПР была принята программа «Достойный труд - основа благосостояния человека и развития страны». Она определила стратегические задачи профсоюзов: установление заработной платы на достойном уровне, обеспечение занятости и безопасности условий труда, справедливых пенсий, соблюдение социальных гарантий, создание условий для гармоничного развития личности. К сожалению, процесс продвижения идеологии достойного труда не получил должного импульса со стороны работодателей и власти. А ведь именно на это нацелены майские указы президента и поставленная им задача создания к 2020 году 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест.

В настоящее время наша страна переживает затяжной социально-экономический кризис, который вызван действиями финансово-экономического блока правительства, его попытками за счет трудящихся решить государственные проблемы. К тому же представители частного бизнеса наступают на законные права трудящихся. В России усугубляются противоречия между трудом и капиталом.

В последние три года в целом по стране сокращено финансирование социальной сферы, отменена индексация оплаты труда бюджетников. Понижены целевые показатели роста заработной платы отдельных категорий этих работников. Индексация пенсий, социальных выплат и пособий осуществляется на уровне гораздо ниже фактической инфляции. Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам. Сделаны первые шаги в направлении повышения возраста выхода на пенсию.

В последние годы происходит фактическое увеличение прямых и косвенных сборов с работника, растёт налоговая нагрузка на граждан. Речь идет в том числе и о взимании налога на недвижимость по кадастровой стоимости, которая зачастую превышает рыночную стоимость, об увеличении обязательных платежей, тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Происходит фактическое разорение большинства населения.

План действий Правительства Российской Федерации, направленный на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году, не содержит мер по активному стимулированию внутреннего потребительского спроса как фактора развития национального производства. Фундаментом новой экономической политики должны быть доступность кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики и повышение покупательной способности населения, обеспечивающей рост сбережений и инвестиций в развитие производства товаров и услуг внутри страны.

Нерешенные экономические проблемы, в том числе и межрегиональное распределение бюджетных средств, имеющееся значительное социально-экономическое неравенство в обществе, способствуют возникновению социальной напряженности.

В целом за последние три года напряжённость в сфере трудовых отношений в России увеличилась. Нарушения законодательства и прав работников на предприятиях приобретают такие масштабы, что конфликты протекают в острой форме. Работодатели прибегают к произволу, срывают выполнение коллективных договоров или уклоняются от их заключения, оказывают давление на работников, игнорируют нормы трудового законодательства. Например, случай с работниками Агентства жилищного строительства, которым работодатель задолжал 2,5 млн рублей. И только после выхода работников на пикет началась выплата задолженности.

В связи с непростой социально-экономической обстановкой в стране Исполком ФНПР поддержал решение Международной конфедерации профсоюзов о проведении Всемирного дня действий «За достойный труд!» 7 октября 2016 года, определив основной формой проведения акции заседания региональных трехсторонних комиссий с анализом эффективности их деятельности. В соответствии с этим президиум Федерации омских профсоюзов принял решение о проведении расширенного заседания областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений с основным вопросом «Создание благоприятных условий для достойного и эффективного труда работников», что было поддержано нашими социальными партнерами.

Несмотря на достигнутый позитивный уровень социального партнерства в Омской области, которое в период тяжёлого экономического кризиса выступает гарантом и одним из основных инструментов для достижения социального согласия и стабильности в регионе, регулирования социально-трудовых отношений, повышения уровня правовых гарантий и социальной защищенности работающих граждан, необходимость поддержки акции профсоюзов в рамках Всемирного дня действий «За достойный труд!» продиктована наличием проблем в социально-экономическом положении и нашего региона.

Основная причина кризисных явлений в экономике - это, прежде всего, неэффективность методов управления, в результате чего рост промышленного производства фактически остановился. Так, в первом полугодии 2016 года индекс промышленного производства в Омской области к соответствующему периоду 2015 года снизился на 7%. В связи с этим уменьшение численности занятого населения в мае - июле 2016 года к соответствующему периоду 2015 года составило 13,6 тысячи человек, численность безработных увеличилась на 8,3 тысячи человек. Разница в указанных цифрах между высвобожденными работниками и зарегистрированными в качестве безработных говорит в том числе и о наличии такого явления в нашей экономике, как теневая занятость, при которой человек труда остаётся социально незащищённым, а бюджеты всех уровней теряют свои доходы.

Федерация профсоюзов в еженедельном режиме отслеживает ситуацию на рынке труда в организациях, где есть профсоюзы. Проводимый мониторинг позволяет оперативно реагировать на конкретные факты. Так, на «Омсктрансмаше» своевременные действия Федерации омских профсоюзов и регионального правительства остановили массовое сокращение работников.

По уровню средней номинальной заработной платы Омская область уже значительное время находится на 10-м месте среди 12 регионов Сибирского федерального округа. За январь - июнь 2016 года её размер составил 27 753 рубля, тогда как максимальный размер в Красноярском крае - 37 690 рублей. А размер минимальной заработной платы работников внебюджетного сектора экономики, установленный в региональном соглашении о минимальной заработной плате в Омской области, и вовсе наименьший из 10 регионов Сибирского федерального округа, заключивших такие соглашения.

При увеличении в первом полугодии 2016 года к соответствующему периоду 2015 года размера среднемесячной начисленной заработной платы на 5,5%, размер реальной заработной платы снизился на 1,3%, при этом реальные денежные доходы населения упали на 10,6 %. Уменьшение оборота розничной торговли на 17,3% и объёма платных услуг на 2,4% также свидетельствует о снижении покупательной способности населения.

Средняя заработная плата работников бюджетной сферы в Омской области за первое полугодие 2016 года увеличилась к аналогичному периоду 2015 года в зависимости от категории работающих на от 0,6% у работников учреждений культуры до 8,1% у преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования. У педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и социальных работников средняя заработная плата вообще снизилась на 4%. Наряду с проблемами в социальной сфере за последнее время обострилась ситуация в такой важной для миллионного города сфере услуг, как муниципальный пассажирский транспорт. Пассажирские предприятия Омска находятся на грани банкротства. Идет отток высококвалифицированных специалистов, водителей, кондукторов и рабочих других специальностей. Основными причинами являются: нестабильность в отрасли, низкая заработная плата, износ автобусного парка, тяжелые условия труда По состоянию на 1 января 2016 года просроченная кредиторская задолженность муниципальных предприятий составила 357,1 млн руб. К сожалению, к концу года ситуация не улучшилась, а, наоборот, обострилась. К концу октября автобусы, трамваи, троллейбусы просто не выйдут на линии.

Профсоюзы считают, что для миллионного города, особенно в период зимних перевозок, властям всех уровней необходимо принять меры по стабилизации обстановки в сфере пассажирских перевозок города и области.

Проблема невысокой заработной платы в свою очередь бьёт по малому и среднему бизнесу. Затрудняет его развитие. Нет спроса - нет предложения. Далее - банкротство и высвобождение работников.

Еще одна проблема - дифференциация заработной платы. На протяжении последних 10 лет не меняется тенденция, при которой 20% самых высокооплачиваемых работников получают почти половину фонда заработной платы. Сокращению дифференциации заработной платы должно способствовать доведение минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Дифференциация заработной платы между различными видами экономической деятельности остается значительной. Средняя зарплата в финансовом секторе превышает заработную плату в целом по региону в полтора раза. А уровень оплаты труда в сельском хозяйстве практически в полтора раза ниже, чем в целом по экономике.

Проблемой остается наличие в области просроченной задолженности по заработной плате, которая на 1 сентября составляла 30,4 млн рублей и по сравнению с 1 августа увеличилась на 7,4 млн рублей. Часть задолженности приходится на работников, которые уволились из организаций в 2015 году и ранее, находящихся в процедуре банкротства.

Главными направлениями работы профсоюзов по решению проблемы увеличения размера заработной платы и ликвидации задолженности являются:

- заключение регионального соглашения о минимальной заработной плате в Омской области;

- инициирование повышения уровня заработной платы через соглашения и коллективные договоры;

- участие в работе Областной межведомственной комиссии по контролю за соблюдением трудовых прав работающих, заслушивание руководителей предприятий, ассоциаций, объединений работодателей на заседаниях коллегиальных органов профсоюзов;

- сотрудничество профсоюзов с Государственной инспекцией труда по контролю выплаты зарплаты, взыскание зарплаты через КТС и суды.

В ходе недавней встречи председателя ФНПР Михаила Шмакова с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным лидер профсоюзов поднял проблему долгов по заработной плате и предложил в законодательном порядке закрепить приоритет заработной платы перед другими обязательными платежами. Предложение было поддержано Путиным.

Консолидирующую роль в объединении всех сторон социального партнерства играет областная трехсторонняя комиссия. На ее заседаниях с участием профсоюзов рассматриваются наиболее актуальные вопросы регулирования социально-трудовых отношений, касающиеся оплаты, охраны труда работников области, предоставления социальных гарантий, развития социального партнерства.

При формировании плана работы комиссии на очередной год предложения профсоюзной стороны учитываются в полном объеме. В последнее время стало обязательным рассмотрение итогов выполнения ранее принятых комиссией решений.

Система социального партнерства обеспечивает право профсоюзов участвовать в законотворческой и нормотворческой деятельности. Трудовой кодекс Российской Федерации предусматривает обязательное предварительное рассмотрение всех принимаемых нормативно-правовых актов в сфере труда всеми сторонами социального партнерства. В связи с чем все ключевые вопросы регулирования социально-трудовых отношений, в том числе проекты законов, постановлений Правительства Омской области, приказов министерств по отраслевым системам оплаты труда, предложения о потребности области в привлечении иностранных работников, квотировании рабочих мест, принимались после рассмотрения сторонами социального партнерства. Примерно четверть из них имела замечания профсоюзов, которые при доработке учитывались.

В текущем году сторонами социального партнерства организован социальный форум, посвященный 300-летию основания города Омска, в рамках которого проходили круглые столы, совещания по вопросам развития социально-трудовых отношений. Информация о форуме представлена на стендах в холле нашего актового зала.

Для регулирования отдельных вопросов социального диалога регионального значения профсоюзы предлагают разработать закон «О социальном партнерстве в Омской области».

Еще одно направление работы профсоюзов, связанное с доходами населения, - взаимодействие в области тарифно-ценовой политики. Федерация омских профсоюзов совместно с работодателями долгое время добивалась создания при трехсторонней комиссии консультационного совета, где бы проводилась оценка социально-экономических последствий установления тарифов. В настоящее время в связи с принятием федерального закона при всех министерствах, в том числе и РЭК, созданы общественные советы, куда входят и представители профсоюзов.

Профсоюзы добиваются включения в соглашения и коллективные договоры мероприятий по улучшению охраны труда.

В настоящее время достаточно большие бюджетные средства и средства работодателей расходованы на проведение специальной оценки условий труда. В дальнейшем эти расходы должны быть еще больше.

Однако практика показывает, что существенного влияния на улучшение условий труда как работников промышленных предприятий, так и бюджетных организаций СОУТ не оказывает. К тому же специальная оценка не учитывает травмоопасность, которая в большинстве отраслей является основной причиной несчастных случаев, что приводит к существенным расходам государства на лечение и реабилитацию пострадавших.

Специальная оценка условий труда в том виде, в каком она представлена сегодня нормативно-правовыми актами, стала инструментом выкачивания денег из бюджета и работодателей и порождает две проблемы:

- недовольство работников, у которых снижаются реальные и без того низкие доходы за счет снижения или вовсе снятия компенсаций за вредные условия труда без фактического изменения условий труда, за которые эти компенсации предоставлялись;

- снижение стимулов для работодателей - улучшать условия труда за счет затрат на совершенствование технологий, приобретение нового оборудования, создание условий безопасного труда. Ведь прибыль работодатель получил уже за счет снижения самой цены рабочей силы благодаря СОУТ.

Результаты СОУТ сегодня снижают затраты на содержание и поддержание в рабочем состоянии товара - «рабочей силы» и вместе с тем перекладывают будущие расходы на поддержание здоровья «рабочей силы» на государство.

Сегодня все ГОСТы, направленные на качество продукции, на обеспечение безопасности работников на производстве, носят рекомендательный характер, а вот процедуры СОУТ почему-то стали самыми обязательными?

Предлагаем на законодательном уровне устранить этот дисбаланс и сделать СОУТ добровольным мероприятием. Если работодатель вложился в улучшение условий труда и соответствующие государственные ведомства это подтверждают, работодатель вправе изменять и стоимость труда.

Но ставить здоровье и жизнь работников в зависимость от лаборантов или других специалистов, действующих по методикам рынка, недопустимо.

Летнее оздоровление несовершеннолетних - важнейшая составляющая защиты для семей, особенно работников бюджетной сферы и агропромышленного комплекса. В последние годы наблюдается сокращение финансирования летнего оздоровления, отдыха и трудовой занятости несовершеннолетних, в том числе и финансирования подготовки загородных детских оздоровительных лагерей. Значительно растет родительская доплата. В 2016 году на организацию оздоровления и отдыха детей в детских оздоровительных лагерях из профсоюзных бюджетов всех уровней направлено более 10 млн рублей. Профсоюзы обращаются к органам власти, работодателям с требованием не допускать закрытия и перепрофилирования детских оздоровительных лагерей, приложив все усилия для восстановления законсервированных.

Эти и другие причины приводят к миграционной убыли населения, которая за первое полугодие 2016 года составила 2 347 человек. Количество выбывших - 28 249 человек, прибывших в регион - 25 902 человека. Причём выезжают из Омска молодые, образованные, перспективные, а приток населения в город идёт в основном из сельских районов области. Пусть тоже молодого, но менее требовательного к уровню заработной платы и официальности трудоустройства.

Отсюда вытекает следующая проблема - «старение» села. Вы знаете, каким тяжёлым является сельский труд! Такими темпами кормить страну скоро будет некому, или будем прибегать к привлечению более дешёвой иностранной рабочей силы. Как снежный ком одна проблема накладывается на другую.

Словом, работать есть над чем, но важно отметить, что все стороны социального партнерства Омской области стремятся к поступательному движению вперед. Так же важно осознать, что без развития промышленного и сельскохозяйственного производства региона будущего у него нет. Не надо ждать милости от центра, надо на местах прилагать все усилия для развития и процветания нашего региона!

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх