644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Доклад Валерия Якубовича на VI (внеочередной) конференции ТОО «ФОП»

Доклад Валерия Якубовича на VI (внеочередной) конференции ТОО «ФОП»

20.06.2014 06:27

Уважаемые делегаты!

Наша конференция является внеочередной. В соответствии с утвержденной повесткой она посвящена вопросам организационного укрепления профсоюзов, в том числе путем внесения изменений в Устав профобъединения нашей области.

При принятии решения о проведении конференции на Совете Федерации также было предложено дать краткую информацию о ходе выполнения решений V конференции профобъединения, что позволило бы не только оценить, что уже сделано, но и сосредоточить усилия в оставшийся до очередного профсоюзного форума год на нерешенных вопросах. Решения Конференции, высказанные на ней критические замечания, как и решения VII съезда ФНПР были базовыми в деятельности Федерации и ее членских организаций, их коллегиальных органов и аппаратов. На их реализацию была направлена система социального партнерства: соглашения, коллективные договоры, работа в областной трехсторонней и различных межведомственных комиссиях.

Приоритетная роль при этом отводилась решению социальных вопросов трудящихся и развитию экономики области. Есть и результаты:

- среднегодовой индекс производства области составил за прошедший период 105%, а инвестиции в основной капитал - 109,5%;

- средняя зарплата за 2013 год выросла по сравнению с 2009 годом в 1,7 раза и составила почти 25 тыс. рублей.

Большое внимание уделялось реализации нацпроектов и майских указов президента в части совершенствования оплаты труда ведущих категорий работников бюджетной сферы. Даже при наличии здесь еще многих нерешенных вопросов произошло существенное увеличение зарплаты в здравоохранении: у врачей она составила в 2013 году более 36 тыс. руб., у среднего медперсонала - почти 17, у младшего - девять с половиной тысяч рублей. В образовании: у педагогов общего образования - более 25 тыс. рублей, дошкольного и дополнительного - свыше 19, у преподавателей и мастеров производственного обучения - почти 21 тыс. руб. Однако следует отметить, что этот уровень оплаты труда достигается только при значительных сверхурочных переработках и сверхнормативных нагрузках.

Наша задача - продолжать добиваться восстановления в бюджетной сфере системы нормирования труда и разработки научно обоснованных норм труда для учителей, врачей и других работников. А также не снимать с повестки дня разработку в качестве государственных гарантий базовых ставок и должностных окладов бюджетников. И только при решении этих вопросов можно сказать, что поставленные в президентских указах цели достигнуты, созданы условия для высоко результативной работы бюджетников.

Профсоюзные организации области, как в целом профсоюзы России, стремились продвинуть решение острейшей проблемы МРОТ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем формы были разные - и коллективные акции, и механизм социального партнерства. Нам в области удалось достичь понимания сторон соцпартнерства и заключить соответствующее региональное соглашение. Однако даже при этом уровень МРОТ хоть и стал несколько выше общероссийского, но по-прежнему остается крайне низким и далеко не отвечает своему назначению. Нам впереди предстоит еще большая, нелегкая работа: в ближайшие 2 года довести его размер до прожиточного минимума региона, а затем поэтапно наращивать до показателя минимального потребительского бюджета, как это предусмотрено Программой действий ФНПР

Да и общий размер заработной платы по области пока тоже остается ниже не только российского, но и по округу. Не решена проблема индексации зарплаты. Нужно добиться: в каждой отрасли, на каждом предприятии как минимум такого ежегодного прироста зарплаты, чтобы можно было покрывать реальное повышение цен, тарифов, налогового бремени и других платежей работников.

С другой стороны, нам нужно более настойчиво противодействовать этому росту цен и тарифов, тем более, что предпринимаемые здесь действия на государственном уровне обретают все более изощренные формы. Я имею в виду установление социальных нормативов на потребление электроэнергии, а в последующем на другие виды услуг. Не секрет, что это неминуемо приведет к росту расходов населения на услуги.

Этот процесс пока приостановлен, но не снят с повестки дня. И, учитывая негативные социальные последствия от подобных нововведений, профсоюзы должны добиться, чтобы обоснованность таких повышений обязательно была предметом рассмотрения областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Федерация участвовала в реализации программ по развитию рынка труда и содействию занятости. С 2009 года ведется профсоюзный мониторинг, что позволяет принимать оперативные решения в случае обострения ситуации на предприятиях.

Более требовательно мы стали подходить к защите отечественного рынка труда. Все заявки работодателей на привлечение иностранной рабочей силы обстоятельно рассматриваются в Федерации, и, как правило, при принятии решений наши замечания находят понимание и поддержку органов власти. Все это позволило сократить в 2014 году квоту на привлечение гастарбайтеров в два раза по сравнению с 2009 годом. Вместе с тем острота проблемы обеспечения всех сфер экономики области квалифицированными кадрами не ослабевает, а зачастую становится тормозом экономического роста. Одной из главных причин негативных тенденций в развитии трудовых ресурсов профсоюзы считают неадекватную оценку труда работников, низкую техническую и технологическую оснащенность производства. В связи с чем поддерживаем программу президента Путина по созданию к 2020 году 25 млн высокоэффективных рабочих мест, а также программы региона и предприятий области в этом направлении и готовы всемерно содействовать в их реализации, в т. ч. и программ по подготовке необходимых кадров. Положительные начинания в этом в Омской области есть, но это лишь пока отдельные примеры.

За прошедший период Федерация вместе с членскими организациями в приоритетном порядке продолжала уделять внимание защите прав работников в сфере труда, используя прежде всего систему социального партнерства. Наряду с традиционными формами особо хотелось отметить участие профсоюзов в процессе разработки государственными и муниципальными органами нормативных документов в сфере труда и связанных с трудом отношений, в части реализации недавно появившейся в Трудовом кодексе РФ статьи 35.1.

Федерацией при участии отраслевых обкомов за 4 года рассмотрено 210 проектов таких нормативных актов правительства, министерств области и администрации города Омска. При этом без внимания власти не осталось ни одно из наших замечаний, большинство из них принято полностью или в доработанном по взаимному согласию виде.

Данную форму, безусловно, нужно и дальше более полно и эффективно использовать, не допуская при этом формализма. Надо четче отладить механизм реализации данной статьи по актам представительных органов власти. К сожалению, очень слабо реализуется эта статья в муниципальных образованиях, хотя здесь есть объективные причины - отсутствие в координационных советах необходимых специалистов.

Большое внимание Федерацией, правовым отделом уделялось выявлению нарушений трудового законодательства и особенно восстановлению нарушенных прав работников. Я не буду загружать вас статистикой. Мы ранее подготовили и направили во все членские организации тематический выпуск информбюллетеня правового отдела. Там вы найдете и анализ, и конкретные примеры правозащитной работы профсоюзов области. Остановлюсь на том, что появилось нового, и на отдельных особенностях и проблемах.

В последние годы мы стремились направлять действия правовой службы на решение проблем членов профсоюзов, сделать их более оперативными и с максимально возможной практической отдачей для каждого работника. Для этого личный приём все больше смещали на предприятия и в организации. Для обращений по экономическим и правовым вопросам введены «горячие телефонные линии». Также открыта общественная приемная на сайте ТОО «ФОП», принимаются обращения по электронной почте. Правовая информация размещается на видеоэкране, на страницах газеты «Позиция». С 2011 года издается информационный листок «Профсоюз помог» (уже было 39 выпусков). Он предназначен не только для пропаганды правозащитной работы профсоюзов, но и в не меньшей мере важна его роль как правового всеобуча.

Хочу заметить, что в последние годы правовые службы профсоюзов не только дают консультации, советы или помогают оформить заявления в суд (что тоже очень значимо для работников), но и непосредственно участвуют в рассмотрении дел в суде. Здесь приведу несколько цифр. За 4 года оказана помощь в оформлении заявлений в суд 1700 членам профсоюзов, сопровождалось в суде 695 дел, из которых 97,5% выиграны.

Значительно активизировалось конструктивное взаимодействие Федерации и органов прокуратуры области. Я думаю, многие помнят, как непросто было нам привлечь внимание органов прокуратуры к вопросам надзора за соблюдением законов в сфере труда. Сегодня с удовлетворением можно отметить: ни одно наше обращение не остается не замеченным, а по большинству из них принимаются меры прокурорского реагирования. Именно поддержка прокуратурой области требований Федерации и обкома профсоюза работников здравоохранения по защите интересов медработников сельской местности в части восстановления компенсации за оплату коммунальных услуг позволила пяти тысячам медиков ежегодно сохранять в своих семейных бюджетах более 60 млн рублей.

По требованию правовых инспекторов профсоюзов были отменены 72 приказа о незаконном увольнении работников и 91 приказ о дисциплинарных взысканиях, внесены изменения в 12 тысяч трудовых договоров, выплачена задержанная зарплата на общую сумму 6,5 млн рублей. Это при том, что задержка зарплаты на наших предприятиях - явление сегодня не столь частое. А в целом экономическая эффективность работы правовых служб профсоюзов составила за рассматриваемый период более 204 млн рублей.

Однако, несмотря на позитивные результаты в работе по защите прав и интересов членов профсоюзов, пока нельзя сказать, что работодатели гарантированно соблюдают трудовые права работников. К сожалению, правовая служба в основном пока работает по обращениям членов профсоюзов, т.е. когда права уже нарушены.

Меньше стало проводиться в целях профилактики фронтальных проверок соблюдения законодательства, в том числе совместно со службами работодателей. В этом вопросе, к сожалению, Федерация не находит понимания ряда обкомов и профкомов. Надо признать, что до сих пор не удалось увеличить численность штатных правовых инспекторов, в полной мере использовать предоставленное профсоюзам право общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, в том числе и института общественных инспекторов труда.

Все это заслуживает большего внимания профсоюзных организаций всех уровней, как и работа по защите прав членов профсоюзов иметь безопасные условия труда, Здесь ситуация даже обострилась. С попустительства органов власти идет наступление работодателей на льготы и гарантии работников, находящихся в ненадлежащих условиях труда. Только в инспекцию труда Федерации поступило 132 обращения, в т.ч. и групповые, на необоснованное лишение компенсаций за вредные условия труда, 382 на непредоставление дополнительных отпусков. Буквально массовым стало противодействие по льготному пенсионному обеспечению. Подавляющее большинство обращений обоснованны, и права работников восстанавливаются в судебном порядке.

С учетом недостатка освобожденных кадров в профсоюзной инспекции труда принимались меры по развитию на предприятиях общественного контроля. Сегодня число уполномоченных по охране труда превышает 5 тысяч. В этом году Федерацией проведен первый смотр-конкурс на лучшего уполномоченного, который позитивно воспринят в коллективах и станет традиционным. Нам необходимо полнее использовать имеющиеся возможности и усилить свое влияние в сфере охраны труда.

В последние годы стали заметны перемены в работе с молодежью, что вполне объяснимо и вызвано объективной потребностью дальнейшего развития экономики, общества и самих профсоюзов. Вопросы молодежной политики более емко и конкретно прописываются в областном трехстороннем, а также в ряде отраслевых соглашений и коллективных договоров, т.е. реализация их стала обязательствами всех сторон социального партнерства. Идет создание и становление сети молодежных советов. Сегодня они имеются при 100 профсоюзных комитетах и 11 координационных советах в районах области (где их 4 года назад вообще не было).

Федерацией налажено обучение председателей, членов молодежных советов, а также обмен опытом работы. Этому способствуют ставшие системой выездные семинары, обучающие форумы «школы профсоюзного лидера», конкурсы для работающей и студенческой молодежи, а также традиционный смотр-конкурс на лучший молодежный совет. Кроме того, ежегодно проводятся зимние и летние Спартакиады молодежных советов, туристические слеты и другие спортивные мероприятия. Все это вызывает живой интерес у молодежи и служит хорошим побудительным мотивом к активной деятельности молодежных советов.

Последнее время в рамках работы с молодежью заметно оживилось взаимодействие с областным профильным министерством и особенно с городской администрацией. Федерация весной этого года способствовала созданию координационного совета молодых ученых и инженеров, куда вошли профсоюзные активисты крупных предприятий. Взаимодействие с ним будем продолжать.

Молодежный совет Федерации непосредственно участвует в разработке и реализации городской целевой программы «Молодежь города Омска». Впервые в 2011 году Федерация получила грант мэра города Омска в сумме 100 тысяч рублей за представленный проект по работе с молодежными советами предприятий и организаций.

Положительно оценивая сделанное, надо закрепить и дальше развивать все начинания в работе с молодежью, отдавая приоритет вопросам адаптации, наставничества, профессионального и карьерного роста, соблюдения трудовых прав, гарантий и оказания работающей молодежи всевозможной практической помощи.

Не оставалась без внимания и поддержки Федерации деятельность Ассоциации профсоюзных организаций студентов, чему в немалой мере способствовало рассмотрение вопроса Исполкомом ТОО «ФОП» в 2012 году и реализация принятого постановления.

Дополнительного внимания Федерации и отраслевых обкомов требует координация деятельности студенческих профкомов и создаваемых в соответствии с Законом об образовании студенческих советов. Противоборство здесь неприемлемо. Нужно добиваться совместно с руководством учебных заведений разграничения полномочий этих студенческих структур в соответствии с их функциональными предназначениями и налаживания конструктивного взаимодействия.

Федерация продолжала и развивала наработанную в предыдущие годы практику работы с детьми. Это и организация новогодних представлений, за 10 лет в два раза увеличено число побывавших на них детей, и участие в организации и проведении летнего оздоровительного сезона ребят. Все это осуществлялось при взаимодействии с органами власти и самоуправления. Всего за 4 года на работу с детьми и молодежью было направлено почти 14 млн руб. или 7% бюджета Федерации.

Дальнейшее развитие получила информационная работа профсоюзов. В 2010 году в Федерации был создан информационно-редакционный отдел, объединивший редакции газеты «Позиция», сайта и стенда «Фотохроника ТОО «ФОП», что позволило сконцентрировать имеющиеся творческие и организационные ресурсы, более рационально их использовать. Затем в 2011 году к ним прибавился информационный листок «Профсоюз помог», а в 2013-м информационное пространство расширилось за счет наружной рекламы: на видеоэкране, установленном на здании Дома союзов, теперь в онлайн-режиме размещаются профсоюзная и социальная реклама, информация о важных событиях в жизни профсоюзов области.

Существенно укреплена информационно-технологическая база Федерации, которая состоит из 55 персональных компьютеров, подключенных к локальной сети и к Интернету. Оперативному общению и передаче информации способствуют 40 активных электронных адресов и система Skype.

Последними новациями сайта Федерации стали «Профсоюз ТВ» и «Общественная приемная». А в разделе «Новости» в среднем за неделю количество сообщений увеличилось втрое. К сожалению, пока не получается увеличить интернет-пространство за счет открытия сайтов (страниц) членских организаций. Их только пять. Хотя Федерация готова здесь оказать поддержку.

Сегодня штат работников, обеспечивающих только информационную деятельность Федерации, состоит из 9 человек, а на информационную работу за 4 последних года направлено 17,2 млн рублей, или 8,5% бюджета Федерации.

В ноябре 2012 года на базе нашего профобъединения Федерацией независимых профсоюзов России был проведен зональный семинар руководителей и информационных работников территориальных профобъединений, где постановка информационной работы нашего профобъединения получила хорошую оценку.

Однако, несмотря на предпринимаемые шаги, нам пока не удалось создать единую разветвленную информационную систему профсоюзов. В апреле 2013 года Исполком по рекомендациям ФНПР принял Программу информационного взаимодействия профструктур нашего объединения, и задача Федерации, всех членских организаций - настойчиво добиваться ее реализации.

Одним из приоритетных направлений в работе Федерации было обучение профсоюзных кадров и актива. Ключевая роль здесь принадлежала нашему учебному центру. За прошедшие после конференции годы расширены площади аудиторий центра. Все они переоснащены более современной аудио-видеотехникой и другим оборудованием. В учебные классы проведен Интернет. Обучение проходит профессионально по 28 лицензированным учебным планам. Всего на его базе прошли обучение 12,5 тысячи слушателей. Наибольшее внимание уделяется подготовке впервые избранного профсоюзного актива.

Два года назад начались занятия по новой программе «Мотивация профсоюзного членства как основа развития профсоюзной организации», которые прошли группы активистов областных профорганизаций работников образования и науки, здравоохранения, жизнеобеспечения, химических, лесных отраслей, «Электропрофсоюза», а также первичных - ОАО «СПС» и ряда других предприятий.

Развитие получило обучение силами учебного центра профактива непосредственно на предприятиях, в организациях и в районах области. Такой возможностью воспользовались более 10 профкомов, обучив более 4500 человек, и 10 Координационных советов (обучено 477 человек).

Кроме того, учебный центр проводил занятия на коммерческой основе, которые прошли около 2 тысяч человек. Полученные доходы в размере 2249 тыс. рублей пошли на организацию обучения профактива, всего же на эти цели за 4 года направлено 16,7 млн руб., или 8% бюджета Федерации.

По итогам Всероссийского конкурса учебно-методических центров профсоюзов «Активное обучение - эффективный профсоюз» за 2010/11 учебный год наш центр награжден дипломом лауреата конкурса.

Вместе с тем еще большая часть членских организаций не использует возможности учебного центра, в том числе по организации занятий непосредственно на местах. И это при том, что многие не имеют своих школ профсоюзного актива. По-прежнему, мало профактивистов направляется на обучение по вопросам мотивации профчленства, работы комиссий по трудовым спорам, правовой грамотности. Низка здесь активность и координационных советов районов области.

Проведенная Федерацией работа стала возможной только при наличии достаточной кадровой и финансовой обеспеченности. Кадровый состав аппарата не претерпел изменений по численности, но персональный состав несколько омолодился. Произошла ротация среди председателей координационных советов в 13 районах, причем в двух - дважды. Вопросы надлежащей замены решались зачастую тяжело, приходилось прибегать к назначению представителя Федерации. В настоящее время укомплектованность полная.

За прошедшие годы 4 раза индексировалась заработная плата работников аппарата. Общее повышение составило 35%. Консолидированный бюджет Федерации за 2013 год по расходам составил 52,5 млн рублей, что на 1,5% выше 2009 года. Доходная часть составила 50,3 млн руб. (увеличение 4,6%), в том числе членские взносы - 4,2 млн руб., а поступления от предпринимательской деятельности - 46,1 млн рублей.

В эти годы нам пришлось вложить большие средства в ремонт и обустройство наших объектов, в том числе в обеспечение пожарной безопасности. Только в здание Дома союзов было вложено более 7 млн рублей, и теперь оно полностью соответствует действующим требованиям и стало более привлекательным. В надлежащем состоянии поддерживаются и другие объекты профсоюзной собственности, но расходы здесь в основном в соответствии с долгосрочными договорами несут арендаторы.

Еще одно направление в нашей деятельности, хоть и излагается в завершении, но по актуальности сегодня находится на первом месте и послужило главной причиной проведения внеочередного съезда ФНПР Это необходимость организационного укрепления профсоюзной структуры, всех ее звеньев и повышение эффективности их работы. Эти проблемы, как отмечал в своем докладе на съезде М.В. Шмаков, не являются надуманными. Сегодня в нашем общем профсоюзном доме порядка гораздо меньше, чем хотелось бы.

К сожалению, особенно тревожно то, что по-прежнему идет снижение общей численности членов профсоюзов. Их количество уменьшается ежегодно на 3-5%, а число первичных организаций - на 3%. Такая же тенденция в последние 4 года наблюдается и в нашей области, правда темпы снижения несколько ниже российских. Наибольшее сокращение численности у нас произошло в профсоюзных организациях автотранспорта и дорожного хозяйства - на 32%, АПК - на 25 %, жизнеобеспечения - на 22%, госучреждений - на 19%, а среди первичных организаций прямого вхождения - по объединению им.Баранова - на 49%.

Мы знаем, здесь во многом сказались известные объективные причины, но нельзя не заметить, что за этот период мы потеряли 9% выбывшими из профсоюзов по собственному желанию, а если без камуфляжа - из-за неудовлетворенности деятельностью профорганизаций. Причины этого коренятся не только в слабости первичек, хотя их роль не следует принижать, но и во всех других звеньях профсоюзной структуры и их взаимодействии.

Во многом, как отмечалось в докладе на съезде, профсоюзы пожинают сейчас плоды «передемократизации» начала 90-х годов, когда формировались российские профсоюзы. Обжегшись на жестком администрировании со стороны ВЦСПС, совпрофов, союзных профсоюзов, профсоюзные организации как на региональном, так и на республиканском уровнях при создании объединительных структур перешли к иным формам объединения. В краях и областях на смену совпрофов появились Федерации. На российском уровне формально ФНПР - тоже федеративное объединение, однако в своем устройстве и функционировании содержит множество конфедеративных черт.

В результате структурные подразделения получили больше самостоятельности, больше прав, однако при этом уровень ответственности зачастую отсутствовал, в том числе за выполнение уставов и решений коллегиальных органов, включая ФНПР И это касалось не только отношений отраслевых и объединительных структур, но и между ФНПР и территориальными объединениями. Дело доходило до конфликтов, причем они были далеко не единичны. Все это расшатывало профсоюзную структуру, подрывало единство действий профсоюзов, снижало их эффективность.

Это не могло быть терпимым дальше на фоне, когда наши социальные партнеры все больше представляют собой либо властную административную вертикаль, либо вертикально интегрированные компании.

Появившиеся новации не явились плодом деятельности профсоюзной академии или аппарата ФНПР хотя их участие, безусловно, было: отмечу довольно емкий по объему и содержанию аналитический сборник материалов по анализу состояния и реформированию организационных структур профсоюзов под редакцией Чекменева А.И. и Богачевой И.Ю., который послужил началом широкого многоэтапного обсуждения.

За 23 года моего членства в составе Генсовета ФНПР начиная с учредительного съезда и по сегодняшний день, я не припомню ни одного случая, чтобы организационные изменения в профсоюзном движении рассматривались настолько подробно, настолько широко и открыто, как сейчас. Созданная Генсоветом представительная рабочая группа по сбору, обсуждению и подработке предложений к Уставу провела 9 заседаний. На этих заседаниях, а также на страницах «Солидарности» в течение года шла активная, острая дискуссия. Были опубликованы все проекты документов, причем проекты предложений к Уставу ФНПР были опубликованы дважды на разных стадиях разработки. Большая заинтересованная работа по обсуждению и выработке всесторонне мотивированных предложений проводилась все это время в федеральных округах и в регионах, в том числе и в нашем.

И здесь я особо хотел отметить большую работу нашего правого отдела и его заведующей С.Н. Малюк. Если после внеочередного съезда главный правовик ФНПР был представлен к правительственной награде, то весомость труда наших юристов, сумевших профессионально поправить (при поддержке профорганизаций) изначально предложенные документы по реформированию, стоит не меньшего.

В ходе такой тщательной проработки и неоднократных обсуждений на региональном уровне и в округах многие первоначальные предложения претерпели серьезные изменения. Причем этот процесс шел буквально до внеочередного съезда ФНПР В Западносибирской ассоциации состоялось завершающее заседание в Красноярске за 10 дней до съезда с участием первого заместителя председателя ФНПР С.Г. Некрасова. И наша позиция по ключевым вопросам была доведена и полностью учтена при доработке Устава ФНПР уже непосредственно в ходе съезда.

В результате удалось сохранить статус территориальных объединений организаций профсоюзов, в том числе и их право оставаться полноценными членскими организациями ФНПР на паритетных началах с отраслевыми профсоюзами участвовать в общероссийских съездах и конференциях, представлять территориальные профобъединения в Генсовете и Исполкоме ФНПР т.е. иметь возможность принимать непосредственное участие в решении ключевых вопросов профдвижения России. За профобъединениями сохранились право юридического лица, право иметь свой Устав, другие атрибуты, владеть и распоряжаться собственностью.

Но при этом нельзя сказать, что все осталось, как было. Нельзя не заметить тех новаций, которые направлены на укрепление дисциплины и ответственности в профсоюзной структуре. Прежде всего, для территориального профобъединения значительно усилена роль Устава и ответственность за его выполнение. Мы помним: в 90-е годы - годы разгула эйфории, независимости и гласности - была безбрежной и перестройка наших уставов. Затем они были окаймлены типовым Уставом, принятым Генсоветом ФНПР в 2004 году. Однако и он для 15% профобъединений тоже не стал, как говорят, указом.

Сейчас другая песня - Устав ТООП входит как глава (V) в Устав ФНПР и отношение к нему уже иное, чем к типовому. Невыполнение его влечет значительно большую ответственность, как за невыполнение Устава ФНПР Причем усилена персональная ответственность первых лиц - председателей профобъединений и отраслевых структур.

Далее, Уставом сейчас более четко сформулированы принципы формирования объединений профсоюзов и их структур. Лишь отраслевому профсоюзу дано право вхождения и выхода из ФНПР На уровне региона территориальные отраслевые организации профсоюзов, а в случае их отсутствия первичные или иные организации профсоюзов, входящих в ФНПР в обязательном порядке являются членскими организациями соответствующего профобъединения без каких-либо оговорок типа «с согласия ЦК или по решению конференции профорганизации» или с какими-то другими дополнительными условиями. Членство их в профобъединении прекращается только в связи с ликвидацией организации или прекращением членства отраслевого профсоюза в ФНПР

Уставом усиливаются контрольные функции ФНПР за укреплением и использованием имущества и финансовой деятельностью территориальных объединений. Теперь размер и порядок отчисления членских взносов от отраслевых профсоюзов в территориальные профобъединения должны согласовываться с ФНПР

Большие дебаты шли и по ключевому кадровому вопросу о председателе профобъединения. Диапазон предлагаемых вариантов был достаточно широк - от прямого назначения их Исполкомом ФНПР до свободного его избрания конференцией профобъединения. В новом Уставе, как и прежде, этот процесс определен порядком выдвижения кандидатур для избрания председателя, но теперь этот порядок утверждается Генсоветом ФНПР (ранее его принимал Совет профобъединения). И здесь появилось немало новаций.

Подбор кандидатур для избрания председателем профобъединения теперь начинается с проведения консультации председателя ФНПР с профобъединением. Раньше этой процедуры не было, и Совет сам подбирал и направлял в ФНПР одну или несколько кандидатур. Теперь же с учетом проведенных предварительных консультаций Исполком (или по новому Уставу - Президиум) профобъединения будет формировать предложения по выдвижению кандидатур для избрания председателем и направлять для рассмотрения Исполкому ФНПР

Надо заметить, что при этом кандидатурами для выдвижения, как и прежде, остаются только действующий председатель и состав резерва, заблаговременно сформированный Советом профобъединения и утвержденный Исполкомом ФНПР Дальнейшая процедура выдвижения осталась практически прежней. Исполком ФНПР принимает решение по кандидатуре или кандидатурам и направляет в Совет профобъединения с последующим выдвижением на конференцию. Если профобъединение не предлагает ни одной кандидатуры или они не поддержаны Исполкомом ФНПР то в этом случае Исполкомом ФНПР или председателем ФНПР может быть предложена иная кандидатура.  И Совет профобъединения тоже обязан выдвинуть ее на конференцию. Окончательное решение будет за делегатами.

В случае, если избрание не состоится, то председатель ФНПР вправе предложить кандидатуру своего представителя ФНПР в субъекте с возложением на него конференцией полномочий председателя профобъединения сроком до 1 года. Как видите, подход к решению кадрового вопроса стал более обстоятельным, требовательным, с некоторым усилением мер демократического контроля со стороны ФНПР

То же самое и в вопросе о досрочном прекращении полномочий председателя профобъединения в случаях грубого нарушения уставов и решений коллегиальных органов. ФНПР его Исполком теперь имеют право принимать решение о досрочном прекращении полномочий председателя профобъединения и направлять его для рассмотрения на заседании Совета профобъединения с последующим проведением внеочередной конференции.

Такие меры адекватны в сложившейся ситуации в профдвижении и направлены на укрепление дисциплины и усиление ответственности и призваны обеспечить наше единство и повысить эффективность работы.

Названные в докладе новации нашли отражение в проекте Устава нашего профобъединения в соответствующих статьях. Я их не приводил, чтобы избежать загромождения доклада цифрами, но они в раздаточном материале у вас есть. (Изменения в Устав ТОО «ФОП».)

Подавляющее большинство этих изменений сделано для приведения нашего действующего Устава в соответствие с Уставом ФНПР его V главой. Нами (рабочей группой и Исполкомом) внесены в Проект дополнения общего плана (в преамбулу) и изменения, отражающие нашу специфику, в частности по организации и деятельности координационных советов на селе, которые при организационно-правовой экспертизе в ФНПР были в основном приняты.

Наибольшее разногласие у нас, как и в других регионах, было связано с названием объединения. Мы его вначале решили не менять, и не столько из-за того, что были убеждены в своей правоте, сколько в целях избежать лишних серьезных последующих хлопот, связанных с изменением названия.

Аргументы экспертизы были убедительны:

1. В названии слова «Федерация омских профсоюзов» не соответствуют Закону о профсоюзах. На территории, как правило, одного субъекта создается объединение организаций профсоюзов, а не самих профсоюзов.

2. В целях исключения повтора слова «Федерация» в названиях российского ФНПР и территориальных объединений, т.е. Федерация в Федерации.

3. Решающий с юридической точки зрения аргумент - это название главы V Устава ФНПР с которой мы обязаны решением съезда привести свои уставы, - это территориальное объединение организаций профсоюзов.

С учетом того, что слово «территориальное» подлежало конкретизации по названию субъекта Российской Федерации, и было предложено следующее наименование: Омское областное объединение организаций профсоюзов.

При доработке проекта Устава после экспертизы мы посчитали целесообразным в названии сохранить все же укороченное, расхожее название (наш бренд) «Федерация омских профсоюзов», взяв его в кавычки, и получили согласие ФНПР

Еще одним поводом для разногласий послужило наше дополнение в статью, устанавливающую порядок избрания делегатов на конференцию профобъединения.

Уставом ФНПР этот порядок определяется в соответствии с уставами отраслевых профсоюзов. Но когда мы провели их анализ, то оказалось, что в большинстве из них эти положения отсутствуют. Поэтому и появилось наше дополнение, что в таких случаях «порядок избрания делегатов членские организации определяют самостоятельно». С небольшими трудностями эта поправка тоже была принята. В результате предложенный для принятия проект изменений в Устав ТОО «ФОП» и Устав в целом в новой редакции сегодня не содержат не согласованных положений.

На заседании Совета Федерации 10 июня они были обсуждены, одобрены и предлагаются для рассмотрения и принятия конференцией.

Спасибо за внимание.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх