644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Выступление Виктора Хмельницкого на заседании Совета ТОО "ФОП" 20.11.2013 г.

Выступление Виктора Хмельницкого на заседании Совета ТОО "ФОП" 20.11.2013 г.

11.12.2013 07:41

Уважаемые коллеги!

Рассматриваемый Советом вопрос  в различных его вариантах всегда находился в поле зрения Федерации.

При подготовке и заключении областного и территориального трехсторонних соглашений по социальному партнерству профсоюзы настойчиво добивались принятия обязательств по недопущению сокращения гарантированных видов  бесплатной медицинской помощи, что в условиях недостаточного правового регулирования  и неполного финансирования в  принципе позволяло сдерживать  расширение перечня платной помощи медицинскими учреждениями  области и  города.

Наши протестные действия с требованиями по обозначенным  вопросам и вопросам заработной платы не были напрасными. В ходе переговоров правительственная сторона и профсоюзы находили компромиссы. Ежегодно принимались программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на очередной год. Разрабатывались и реализовывались региональные программы. Активная работа Федерации омских профсоюзов в комиссии при главном федеральном инспекторе по Омской области способствовала повышению эффективности реализации государственных программ «Здоровье» и модернизации здравоохранения на территории области.

Считаю необходимым отметить положительные изменения, произошедшие в медицинских учреждениях области. Это обеспеченность современным оборудованием, вследствие чего расширились возможности и повысился уровень медицинского обслуживания и предоставления  высокотехнологичной медицинской помощи, появилась возможность применения новых  методик лечения. Значительно улучшено состояние зданий и помещений большинства лечебных учреждений. Определена программа ремонта и строительства новых лечебных учреждений. В плане на 2014 год намечено завершение строительства поликлиники на 1000 посещений на левобережье по ул. 70 лет Октября - проспект Комарова, а также использование практики применения технологии модульных ФАПов.

Принимались реальные действия по повышению заработной платы всех уровней медицинских работников. На начальном этапе реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье» была одномоментно повышена  заработная платы участковым терапевтам и медицинским сестрам на 10000 и 5000 рублей соответственно. Проведено повышение заработной платы работникам, осваивающим новое оборудование и технику, получаемые медучреждениями по программе «Модернизация здравоохранения». В целях выполнения  майских указов Президента РФ Правительством Омской области разработана и реализуется «дорожная карта», направленная на повышение эффективности системы здравоохранения в Омской области и предусматривающая соотношение средней заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала а 2013 году в размерах 122,6%, 57,39% и 32% соответственно к средней заработной плате по региону,  и это соотношение выполняется.

Средняя заработная плата за январь-октябрь 2013 года  в городе врачей - 33032 рубля, среднего медицинского персонала - 16455, младшего медицинского персонала - 9166 рублей, по сельским ЦРБ соответственно - 36328, 14679 и 7873 рубля. Более полную информацию о развитии омского здравоохранения можно получить из доклада министра Омской области на расширенном заседании коллегии 4 апреля 2013 года.

На дальнейшее повышение качества медицинской помощи направлена  Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Впервые Программа принята на три года. Чему предшествовала работа Правительства  и Министерства здравоохранения Омской области по реализации  Федеральных программ приоритетного национального проекта «Здоровье», «Модернизация здравоохранения», программы Омской области «Модернизация здравоохранения Омской области на 2011-2012 годы»  и ряда  других региональных программ. Специалисты Федерации и отраслевого профсоюза принимали непосредственное участие,  как в выполнении, так и  контроле реализации обозначенных программ. За последние три года проведено более 40  проверок медицинских учреждений разной направленности.

Сегодня можно признать, что  принципиальное сотрудничество сторон социального партнерства способствовало сохранению и развитию профессиональной возможности и материальной базы всей системы здравоохранения в регионе. Вместе с тем, учитывая важность для каждого работающего, для каждого члена профсоюза  доступности медицинской помощи и уровня ее оказания Федерация профсоюзов при подготовке Совета приняла решение провести проверки  выполнения принятой программы. В своем намерении мы нашли  понимание Министерства здравоохранения Омской области и отраслевого профсоюза. С участием специалистов Федерации, отраслевого профсоюза и Министерства  в рамках этого вопроса были проведены проверки в 7  медицинских учреждениях. Надо  признать, что проверялись ведущие и значимые медицинские учреждения области.

В ходе проверок внимание обращалось на эффективность системы записи на прием к врачам и сокращение при этом очередности, на доступность медицинской помощи узкими специалистами кардиологами, урологами, неврологами,  соотношение бесплатного и платного приема к тем или иным специалистам и, конечно, на вопросы заработной платы медицинских работников.

Рассмотрим по порядку.

Проверки показали, что практически во всех лечебных учреждениях на видном месте размещена информация о перечне и порядке получения гарантированной бесплатной медицинской помощи. При желании каждый пациент имеет возможность ознакомиться со своими правами на ее получение. Однако  изложена она  недоходчиво для простого посетителя. К тому же  информация объемная и не каждый читающий до конца ее осилит. Общение с пришедшими на прием пациентами и результаты анкетирования подтверждают, что 80% из них о своих правах просто не знают.

При этом в проверенных лечебных учреждениях отсутствует  доступная для пациента   информация о  стандартах оказания медицинской помощи, из которой можно было бы узнать, на что рассчитывать  при том  или ином заболевании. Полагаем целесообразным иметь такие сведения на стендах в медучреждениях с указанием специализированных сайтов для получения более подробной информации по видам заболеваний.

Профсоюзным работникам  надо учесть этот факт и предусмотреть в планах обучения профсоюзного актива. Необходимо более тесно сотрудничать со специалистами  Фонда обязательного медицинского страхования, чтобы  знать,  как вести себя при нарушении прав на получение гарантированной бесплатной медицинской помощи.

Практически во всех лечебных учреждениях по состоянию на 1 января 2013 года отмечена штатная неукомплектованность врачами, средним и младшим персоналом, вспомогательными работниками. Так в  городской поликлинике № 4  укомплектованность врачами составляет 71.7%, средним персоналом - 77%, младшим  44%, прочими персоналом 60%. При этом за 9 месяцев 2013 года заняты все вакантные ставки,  по внутреннему совместительству работало 18 врачей и 20 специалистов среднего медперсонала. Такое положение фактически отмечено во всех проверенных медучреждениях, при этом на селе эти показатели еще ниже. По состоянию на 1ноября 2013 года вакантными оставались 958 ставок среднего медицинского персонала, из них по городу Омску 596, и 1063 ставки врачей, из них в городе Омске 665.

Рассматривать штатную неукомплектованность сегодня следует не только с позиции недостаточности подготовленных  кадров, но и с позиции готовности и желания главных врачей  к заполнению вакантных должностей постоянными штатными специалистами, так как достигнутый уровень заработной платы, ориентированный на среднеобластной показатель, сегодня обеспечивается не столько за счет повышения уровня должностных окладов и ставок, а  за счет совместительства т.е. переработки и повышения интенсивности труда.

Вывод очевиден: неукомплектованность кадрами и большой процент совместительства, которое  по отдельным специальностям  доходит до 1,8 ставки, не могут не сказаться на своевременном и качественном оказании гарантированной бесплатной помощи населению.

По статистике, сердечно-сосудистые заболевания  прочно удерживают первенство среди основных причин смертности населения, при этом в ходе мониторинга электронной регистратуры по состоянию на 25 ноября текущего года можно было записаться на прием к кардиологу лишь в четырех районах области (Омском, Кормиловском, Исилькульском и Горьковском). В 20 ЦРБ не организован прием уролога. В  Москаленской ЦРБ из 18 направлений медицинской помощи действуют только шесть из-за отсутствия врачей других специализаций. 

При этом при отсутствии того или иного  узкого специалиста или другой возможности, причем часто создаваемой искусственно (нет талонов на сегодня, завтра, и послезавтра), пациента направляют в другое лечебное учреждение или ему предлагают получить процедуру на платной основе и  вне  очереди.

Такое практическое совмещение бесплатной и платной медицинской помощи  в одном и том же кабинете, в одно и то же время  и на одном и том же оборудовании, зачастую  полученном по программе приоритетного проекта «Здоровье», делает систему настолько не прозрачной, что даже проверяющим было сложно в ней разобраться, а каково работающему человеку, отпросившемуся с работы для обращения за медпомощью!? Для большинства таких пациентов излишняя беготня и долгие ожидания планового приема не всегда приемлемы. Варианты выхода  из ситуации таковы:  не можешь, не получается ждать - плати. Совмещение платников и бесплатников в одной очереди, хуже того, когда платники идут без очереди, вызывает  справедливое недовольство.  Правомерен вопрос пациентов пришедших на прием, что мешает в  медучреждении  развести их или по разным кабинетам, или по времени?

В данном случае можно выделить фактор заинтересованности руководителя медицинского учреждения в увеличении платных услуг как возможность заработать  дополнительные средства  на развитие учреждения и повышение заработной платы сотрудникам,  в том числе выполняющим свои должностные обязанности  и платный прием в основное рабочее время, при этом выплатить тарифную ставку, компенсирующие и стимулирующие выплаты.  Естественно, это приводит к увеличению  интенсивности приема врачом  пациентов и не может не сказаться на его качестве.

Проведенные проверки показали, что только в городской поликлинике № 4  платные услуги оказываются  в специально выделенной  части здания. И, вероятно, поэтому при проведении анкетирования пациенты редко жаловались на доступность получения талонов и записи к врачам на плановый прием, в том числе и  к врачам узкой специализации.

В ходе проверки выявлена сложившаяся практика, подтверждаемая большинством врачей.  При  установленном временном  регламенте  приема больного, как правило, в среднем 15 минут на пациента (есть и 10 минут - онколог и уролог в Омском районе)  на деле получается, что большая часть времени врачами тратится не на оказание самой медицинской помощи, а на оформление документов. В итоге происходит сдвижка времени приема пациентов, что вызывает поспешность и неудовлетворенность обеих сторон от результата приема. При таких приоритетах и темпе работы врача страдает качество предоставленной медицинской помощи.

Получается, сегодня посмотреть предметно нет времени, приходи еще, потом  еще, а факт посещения и приема состоялся, отмечен и оплачен. Но в таком варианте отодвигается и срок получения требуемого диагностического обследования, а он и без того регламентируется не менее 15 календарными днями.

Объективно можно согласиться со сроками на плановую госпитализацию на дневной не более 15 дней и 30 дней на постоянный стационар. Но почему для планового приема для консультаций и плановых диагностических обследований также установлен срок не более 15 календарных дней. Ведь по существу каждому становится понятно, если срок установлен до 15 дней, на него и делается  ориентировка на прием, консультацию, диагностику, а в промежуток наставляются  платники. В принципе нарушений явных нет, только вот граждане болеют не по плану, и медицинская помощь  в большинстве случаев требуется срочная или скорая, а не по установленному плану.

Как поясняли врачи, часто возникают проблемы назначения требуемой диагностики ввиду отсутствия талонов, при этом, имея определенные ограничения, врач умалчивает о возможности включения пациента в лист ожидания на требуемое обследование. После такого чуткого и внимательного приема многие из пациентов вынуждены идти в частные клиники, ибо в государственной приходится либо ждать, либо платить, а в частной за ваши деньги с удовольствием.

С 2013 года появилась возможность частно-государственного партнерства в области медицинской помощи населению. Частные лечебные учреждения заходят на площадки ФОМС. Это аргументируется необходимостью здоровой конкуренции в данном секторе и побудительным мотивом для государственных и муниципальных клиник выходить на другой более высокий уровень предоставления медицинской помощи. Намерения понятны, но как бы не получилось - хотели как лучше, а получилось как всегда.  При той инвестиционной составляющей в тарифе ФОМС  государственным и муниципальным медицинским учреждениям, для которых приоритетным должна быть бесплатная медицина, без государственной целевой поддержки в условиях сегодняшнего рынка будет трудно конкурировать. Неминуем при этом кадровый переток специалистов, особенно высококвалифицированной  части. Отсутствие гарантированных инвестиций послужит вынужденным мотиватором перехода к дальнейшему расширению  платных услуг,  смещению интересов не в сторону гарантированных Конституцией Российской Федерации прав на доступную медико-социальную помощь.  

Уже сегодня в ходе проверки установлены факты длительного неиспользования высокотехнологичного оборудования из-за недостатка финансовых средств  на его оперативный ремонт, прохождение поверки, сервисное обслуживание,  высокой стоимости расходных материалов.

Проверки показали, что чаши весов, за исключением проверенных районных центральных больниц, склоняются не в сторону бесплатной медицины. Но и этот результат объясняется не столько благородством руководителей и достаточностью финансирования медучреждений, сколько платежеспособностью сельского населения.

Диаграмма наглядно показывает динамику бесплатной и платной медицинской помощи, оказываемой проверенными государственными медучреждениями.

Факты подвигают к  мысли - чтоб выжить, надо что-то похоронить. Большинству граждан, и это показал опрос,  явно не хочется, чтоб это была бесплатная и доступная медицина.  

Сегодня пациентам предоставлена возможность записаться на прием к врачу с использованием электронной регистратуры, терминалов в лечебном учреждении, по телефону или непосредственно в регистратуре  медучреждения. Однако сделать это не совсем просто. К электронной регистратуре  подключены 54 из 80 (определеных территориальной  программой)  медучреждений в городе и все ЦРБ. В учреждении стоят терминалы, но воспользоваться ими может далеко не каждый пациент, и чем старше по возрасту, тем еще сложнее, а специалиста, который бы мог оказать помощь,  рядом нет. По телефону записаться можно, но при условии,  если повезет дозвониться. Линии просто перегружены, и действия отдельных  регистраторов можно понять, почему  часто трубка телефона лежит рядом с аппаратом. Опрос пациентов показал, что этот вопрос требует оперативного, а возможно, и операционного вмешательства.

При  проверках в районных ЦРБ были выявлены факты разнящихся возможностей медицинских учреждений. Так, в Тюкалинской ЦРБ из-за   устаревшего и низкопроизводительного оборудования пациенты и медицинские работники сталкиваются с проблемой лабораторного исследования крови:  при биохимическом  анализе  крови период ожидания доходит до 7 дней, когда фактически информационная ценность его теряется. Бесплатно делаются анализы для онкобольных, беременных и при проведении диспансеризации. Для всех остальных в очередь и по 5 анализов в день. При этом за плату можно сдать кровь на анализ в день обращения.

Полагаю, комментарии  лишни.

Абсолютная противоположность в Исилькульской ЦРБ, где наличие и использование  современного оборудования просто  исключили факт возможности такой проблемы по техническим основаниям. Соответственно это влияет на своевременность получения необходимой медицинской помощи.

К сожалению,  такие примеры не единичны.

В ходе  проверок было проведено социологическое исследование. На вопросы анкеты, составленной совместно с Минздравом, ответило более 500 человек в возрасте от 18 до 70 лет, разного социального статуса и обслуживающихся  в различных поликлиниках города и области.

На первое место более 50% респондентов  ставят проблему очередей на получение медицинской помощи. Вместе с тем при неудовлетворительном оказании медицинской помощи в администрацию лечебного учреждения обращалась лишь  десятая часть недовольных пациентов, в страховую компанию и Минздрав соответственно 2 и 3 процента опрошенных.

В ходе подготовки данного вопроса было проведено анкетирование в том числе и вне стен проверяемых медицинских учреждений. На вопрос «удовлетворены ли вы бесплатной медицинской помощью?» отрицательный ответ дали 24% респондентов, на вопрос «удовлетворены ли Вы медицинской помощью, оказываемой платно в государственных учреждениях здравоохранения?» положительный ответ дали 50% респондентов.   

В ходе проверки была запущена анкета об отношения работников медицинских учреждений к своим пациентам. Так вот при всех проблемных вопросах к медобслуживанию,  35% респондентов оценивают работу врачей как «с вниманием и участием», такую  же оценку получили 23% работников среднего медицинского персонала и 16% работников регистратуры.

Хотелось бы, чтобы эти результаты не остались без внимания, ибо у медучреждений есть явный резерв повышения своего статуса, а  у населения присутствует оптимизм, что права на гарантированную бесплатную медицинскую помощь в реальном и недалеком будущем им не надо будет добиваться, тем более, что отдельные моменты в деятельности проверенных медучреждений, носящие общей характер, выявленные в ходе совместной проверки, могут быть отрегулированы в рамках действующей правовой базы.

Фактически год назад областным Минздравом создан Совет по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, цель которого - обеспечение эффективного взаимодействия Минздрава области с общественными и некоммерческими организациями по вопросам совершенствования работы системы регионального здравоохранения. Уважительно относясь к Сергею Владимировичу Моисеенко, как к председателю отраслевого профсоюза работников здравоохранения и как к профессионалу в этой отрасли, вошедшему в состав Совета, и понимая его  корпоративную  составляющую,  полагаем, что еще  два-три   представителя от профсоюзов других отраслей да и от самой Федерации профсоюзов  в данном Совете были бы полезны для обеих сторон, в том числе по рассматриваемым сегодня вопросам и задачам.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх