644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Доклад Валерия Якубовича на заседании Совета ТОО "ФОП" 21 июня 2013 г.

Доклад Валерия Якубовича на заседании Совета ТОО "ФОП" 21 июня 2013 г.

25.06.2013 10:33

Доклад о ходе реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы и улучшения оказания услуг в отрасли образования.

7 мая 2012 года Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», которым предусмотрены основные направления деятельности Правительства Российской Федерации в социальной сфере до 2018 года, в том числе поэтапное повышение заработной платы ведущих категорий работников бюджетной сферы.

В рамках мероприятий по реализации Указа утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, согласно которой к 2018 году уровень средней заработной платы педагогических работников общего образования, преподавателей, мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования должен достичь 100%, а преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования - 200% от среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в регионе.

Зарплата педагогических работников учреждений дополнительного образования подравняется со средней заработной платой учителей, а педагогических работников дошкольных образовательных учреждений - со средним уровнем в сфере общего образования субъекта Российской Федерации.

Распоряжением Правительства области № 205-рп «О мерах по совершенствованию оплаты труда работников государственных учреждений» предусмотрено увеличение среднемесячной заработной платы категорий работников, перечисленных в Указе Президента, до уровня, утвержденного Программой на 2012-2018 годы. Кроме того, Министерству образования Омской области поручено в срок до 1 июля 2013 года подготовить предложения по обеспечению пропорционального увеличения среднемесячной заработной платы всех категорий работников учреждений образования области. В апреле текущего года распоряжением правительства принят план мероприятий («дорожная карта»). «Картой» установлены региональные нормативы роста заработной платы в образовании, которые полностью соответствуют федеральным.

Реализация Указа Президента в регионе началась не на пустом месте. В области внедрены новые системы оплаты труда. Еще до принятия Указа распоряжением Правительства № 6-рп «О мерах по совершенствованию оплаты труда работников государственных учреждений Омской области в 2012 году» предусмотрено поэтапное повышение заработной платы различным категориям работников, в том числе учителям с 1 сентября 2012 года до 22 тысяч рублей. Кроме того, по предложению обкома отраслевого профсоюза рекомендуемые министерством размеры ставок, окладов, должностных окладов работников образования государственных и муниципальных образовательных учреждений приняты в области как минимальные. Аналогичные нормативные документы приняты и органами местного самоуправления области.

Нельзя не отметить пристальное внимание к ходу реализации Указа Президента страны, его представителей в округах и регионах, органов власти самоуправления, да и профсоюзов. В созданную для контроля рабочую группу при ГФИ в Омской области наряду с должностными лицами государственных и контрольно-надзорных органов входят представители от Федерации омских профсоюзов и Общественной палаты региона.

Систематически на заседаниях рабочей группы рассматривается ход выполнения Указа, вносятся предложения по устранению выявленных недостатков.

По поручениям главного федерального инспектора по Омской области специалистами Федерации омских профсоюзов, Омской областной организации профсоюза работников народного образования и науки совместно с представителями Общественной палаты только в I квартале 2013 года проведены проверки в 38 учреждениях образования.

По инициативе Федерации вопросы заработной платы рассматривались на заседаниях областной и территориальных трехсторонних комиссий, что способствовало решению возникающих вопросов, таких как снижение образовавшегося существенного разрыва между заработной платой педагогических работников и другого персонала; недопущение снижения ежемесячного уровня заработной платы, совершенствование критериев оценки труда для реальной мотивации к повышению его качества и эффективности; освобождение стимулирующей части оплаты от несвойственных платежей с перераспределением средств на увеличение постоянной составляющей зарплаты, а также безусловное обеспечение намеченных мер финансированием в полном объеме.

Задачи по выполнению Указа Президента нашли отражение в областном отраслевом соглашении между Министерством образования и областным комитетом профсоюза, а также в соответствующих соглашениях на муниципальном уровне в городе Омске и районах области.

Федерация и отраслевая организация приняли участие в экспертизе практически всех проектов нормативно-правовых актов, принимаемых Правительством, Министерством образования и администрацией города Омска, касающихся оплаты труда и социально-экономических интересов работников отрасли, т.е. учет мнения профсоюзов был обеспечен, причем не формально. Принципиальную позицию занимал обком отраслевого профсоюза, райкомы профсоюза округов при внесении изменений в постановление Правительства Омской области № 172-п - ключевого постановления по оплате труда, особенно в части стимулирующих выплат. Для согласования позиций приходилось прибегать к проведению заседаний президиума обкома при участии представителей Министерства образования области.

Надо отметить большое внимание обкома профсоюза обучению профсоюзного актива, да и рядовых работников. В октябре 2012 года с участием департамента образования города проведена учеба молодых специалистов по вопросам отраслевой системы оплаты труда. Эта тема стала одной из обсуждаемых и в рамках областного августовского совещания работников образования.

Ход пересмотра системы оплаты труда и задачи ее совершенствования были обсуждены на семинаре председателей первичных профсоюзных организаций дошкольных образовательных учреждений в марте этого года. Аналогичный семинар проведен и для председателей первичных профсоюзных организаций школ и учреждений дополнительного образования.

Вопросы совершенствования оплаты труда стали предметом рассмотрения выездного пленума обкома профсоюза в г. Таре, а также выездных совещаний с руководителями органов управления образования и образовательных учреждений, проводимых Министерством образования Омской области при участии областного комитета профсоюза и профсоюзного актива муниципальных районов. Такие кустовые совещания проходят регулярно, например последнее состоялось 23 мая 2013 г. в Марьяновке.

В апреле - мае 2013 г. состоялись встречи профсоюзного актива с депутатом Государственной думы О. Н. Смолиным, министром образования Омской области С. Г. Алексеевым, мэром г. Омска В. В. Двораковским, заместителем мэра И. М. Касьяновой, на которых поднимались вопросы совершенствования оплаты труда педагогических и других категорий работников.

Представители отраслевого профсоюза вошли и работают во всех комиссиях по вопросам оплаты труда. Профсоюзные комитеты учреждений образования делегировали райкомам профсоюза право на вынесение мотивированного мнения по проектам приказов департаментов образования по распределению стимулирующих выплат руководителям учреждений. При департаменте образования города Омска для этих целей создана рабочая группа, членом которой от профсоюза является заместитель председателя обкома Н. Г. Скворцова.

В большинстве образовательных учреждений созданы комиссии по распределению стимулирующих выплат, в состав которых входит представитель профкома (как правило, председатель). На основании утвержденных в учреждении критериев комиссия распределяет стимулирующую часть фонда оплаты труда.

Вместе с тем еще недостаточная проработанность критериев, а зачастую и отсутствие творческого подхода к их установлению тормозят объективную оценку труда каждого работника при установлении стимулирующих выплат, что не способствует повышению качества образовательных услуг. Взять, к примеру, дошкольные учреждения: в детском саду № 314 из 10 критериев для начисления стимулирующей выплаты за интенсивность и напряженность труда только один напрямую связан с основной деятельностью учреждения - «осуществление воспитательной функции»; из трех критериев для начисления стимулирующей выплаты за качество выполняемых работ только один отражает реальную мотивацию работника на повышение качества образовательных услуг - наличие «знаков отличия в сфере образования».

Как показывают проверки, в стимулировании работников дошкольных учреждений очень редко используются критерии: «инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда»; «организация и проведение на высоком уровне утренников, праздников и других мероприятий»; «проведение образцово-показательных занятий»; «участие в конкурсах профессионального и педагогического мастерства»; «оформление тематических выставок» и другие, которые напрямую отражают качество оказания образовательных услуг в дошкольных учреждениях.

А наряду с этим согласно положениям об оплате труда работников в тех же дошкольных учреждениях к стимулирующим выплатам относят оплату работ, являющихся функциональными обязанностями или дополнительной нагрузкой, за выполнение которых положены основная зарплата или компенсационные доплаты. Всё это приводит к необоснованной интенсификации труда работников и искажению стимулирующей роли заработной платы. Вопрос этот профсоюзы уже неоднократно поднимали, в том числе и на заседаниях рабочей группы при ГФИ, на заседаниях городской трехсторонней комиссии, однако он до сих пор не решен.

Первичные профсоюзные организации участвуют в работе комиссий по подготовке локальных нормативных актов по оплате труда, осуществляют контроль соблюдения правовых норм по оплате труда. На локальном уровне в учреждениях образования председатели профкомов инициировали внесение изменений в положения об оплате труда и коллективные договоры в связи с принятием Указа Президента и изменениями нормативных документов, реализующих вопросы оплаты труда.

Для осуществления контроля по выполнению Указа обком профсоюза провел анализ оплаты труда работников учреждений отрасли за 2012 год, итоги которого были подведены на заседании президиума с участием представителей отраслевого министерства. По результатам обсуждения принято решение о повышении тарифных ставок педагогических работников на 50% и учебно-воспитательного персонала на 30%. Проект приказа находится на согласовании в областной трехсторонней комиссии.

Федерация омских профсоюзов, областной комитет профсоюза отрасли ведут постоянный контроль реализации основных требований Указа. В 2012-2013 годах проверено 83 образовательных учреждения. Итоги проверок, а также мониторинги уровня зарплаты в учреждениях образования свидетельствуют о безусловном влиянии принимаемых в области мер по выполнению Указа Президента на оплату труда и повышение заинтересованности работников в его результатах.

Однако в целом позитивный фон, особенно основанный на средних показателях, не должен заслонять имеющиеся недоработки и недостатки, снижающие эффективность этого важнейшего социального проекта. Мы не должны умолчать, что в 2012 или к 2013 году не были доведены зарплаты, работников образования до уровня, определенного Указом Президента, а затем и Программой поэтапного совершенствования оплаты труда работников образования: по общеобразовательным учреждениям он оказался ниже на 9%, на столько же ниже и по дошкольным учреждениям. Меньше намеченного была и зарплата у работников начального профессионального и дополнительного образования (на 1,5-3%), т.е. в 2012 году был выполнен показатель только по учреждениям среднего профессионального образования.

Положение во многом выправлено в первом квартале 2013 года. Анализ показал, что средняя заработная плата в учреждениях среднего профессионального образования превысила установленные параметры и достигла почти 20 тысяч рублей, в учреждениях начального - 18,5, высшего - 31 тысячу рублей. Задачи, поставленные в Указе по уровню заработной платы педагогических работников общеобразовательных учреждений за этот период, также выполнены: средняя заработная плата выросла до 23,5 тысячи рублей и превысила запланированный уровень на 4,5%.

Однако следует заметить, что данный размер заработной платы практически повсеместно достигается только при увеличенной нагрузке педагогических работников.

Средняя нагрузка педагогов в проверенных общеобразовательных школах составляет 26 часов при норме 18, т. е. фактически они работают на 1,4-1,6 ставки. Для примера, в средней образовательной школе № 116 мы не нашли ни одного педагога (отлично работающего), кто получил зарплату, намеченную по Указу, за норму часов, все они имели нагрузку по 25 - 30 часов.

Такая же картина и по дошкольным учреждениям: средняя степень нагрузки воспитателей - 1,4-1,6 ставки, т.е. достигнутый размер заработной платы работников складывается при работе 10-12 часов в сутки, что превышает установленную норму рабочего времени более чем в 1,5 раза. Не секрет, что сегодня руководство всех типов образовательных учреждений резервируют свободные вакансии для того, чтобы иметь возможность дать дополнительную нагрузку своим работникам, тем самым решить задачу и довести размер средней заработной платы до требуемого уровня.

Несмотря на выполненные показатели в целом по образовательным учреждениям региона, в ряде школ в этом году отмечается ежемесячное снижение заработной платы педагогических работников, и она становится ниже регионального показателя. Например, в БОУ «Лицей № 74» заработная плата уменьшилась с 24801 рубля в январе до 22162 рублей в марте. Замечу, снижение существенно, и причем ни одного отдельного педагога, а по всему учреждению.

Средняя зарплата педагогических работников учреждений дополнительного образования в I квартале 2013 года составила всего 16946 рублей и на 3,8% ниже установленного норматива. В целях исправления положения внесены изменения в бюджет города Омска на 2013 год, где предусмотрены дополнительные ассигнования в сумме 50 млн рублей, в том числе педагогам муниципальных учреждений дополнительного образования. Но до работников денежные средства пока не дошли.

По результатам 2012-го и прошедшего периода 2013 года в дошкольных учреждениях области Указ Президента тоже пока не выполняется, и это становится нехорошей тенденцией.

В ходе проверок в дошкольных образовательных учреждениях специалистами ТОО «ФОП» и отраслевого обкома профсоюза выявлено нарушение и трудового законодательства в части отмены компенсационных выплат работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

При формировании фондов оплаты труда учреждений не включаются денежные средства на выплаты компенсационного характера (кроме районного коэффициента). Те учреждения, которые начисляют выплаты компенсационного характера работникам, вынуждены использовать стимулирующий фонд педагогов.

В дошкольных учреждениях крайне низкой остается заработная плата остальных категорий работников. Реализация Указа Президента проходит при замороженной заработной плате не педагогических категорий работников, что привело к чрезмерной дифференциации. Например, средняя заработная плата работников учебно-вспомогательного персонала (младший воспитатель, помощник воспитателя) в дошкольных учреждениях в 2012 году составляла всего 7,5 - 9,5 тысячи рублей, что в 2,5 раза меньше заработной платы воспитателя. Нетрудно предвидеть, к чему приведут такие перекосы.

Измерение заработной платы работников по средним показателям, сложившимся по отрасли, не всегда соответствует уровню для отдельно взятого человека. Так, выборочный анализ по четырем школам Центрального и Ленинского административных округов г. Омска показал, что в трех из них 60% педагогов получают заработную плату меньше, чем предусмотрено Указом, а в СОШ № 126 даже - 77%, что формирует у значительной части работников соответствующее мнение о выполнении указов Президента. Здесь нужны максимальная объективность, искоренение субъективизма и открытость и гласность в вопросах заработной платы. И это должно быть тоже задачей профсоюзов.

Указом Президента для основных категорий работников образования установлен ориентир по оплате труда - прогнозируемый уровень среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в субъекте Федерации. В Омской области в 2013 году он будет 25100 рублей (вчера губернатор назвал 24 тысячи рублей). Для достижения ориентира правительством утверждены дополнительные ассигнования на оплату труда педагогических работников в сумме 1059,7 млн рублей. В текущем году бюджетные ассигнования для реализации Указа предусмотрены в областном бюджете в полном объеме, что вселяет уверенность, что требования Указа Президента в нашей области будут выполнены.

Сегодня повышение оплаты труда работников, улучшение качества образовательных услуг - одни из ключевых направлений социальной политики государства. В этой связи профсоюзным организациям всех уровней необходимо более активное и заинтересованное участие в этой важнейшей работе.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх