644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Доклад Валерия Якубовича на собрании профактива с участием социальных партнеров 5 октября 2012 года

Доклад Валерия Якубовича на собрании профактива с участием социальных партнеров 5 октября 2012 года

10.10.2012 14:49

Уважаемые товарищи!

Год назад, выступая на сотой, юбилейной, сессии Международной организации труда, Владимир Путин предложил провести в Москве в декабре 2012 г. Международную конференцию высокого уровня по проблемам достойного труда. В ней предполагается участие правительств, объединений работодателей и профсоюзов из более чем 80 стран мира.

Тема достойного труда стала поистине объединяющей для мирового профсоюзного движения. Подтверждением тому - ежегодные осенние профсоюзные акции в рамках Всемирного дня действий профсоюзов, проводимые с требованиями создания условий для достойного труда - труда безопасного, труда эффективного, труда квалифицированного, труда высокооплачиваемого.

Готовясь к Международной конференции, ФНПР разработала проект «Стандартов достойного труда», который внесен на всеобщее обсуждение в профсоюзах страны с участием социальных партнеров - органов власти и работодателей. Затем в доработанном виде этот документ будет доведен до участников конференции.

Первоначальный вариант вначале прошел обсуждение на региональных конференциях во всех федеральных округах, в том числе в Сибирском федеральном округе (г. Барнаул), в котором приняла участие Федерация омских профсоюзов. В нашей области предложенные проекты «Стандартов» обсуждены на собраниях в трудовых коллективах, в отраслевых обкомах профсоюзов, молодежных советах, и логическим завершением станет сегодняшнее собрание профсоюзного актива. На нем присутствуют наши социальные партнеры, без участия которых невозможно разработать реальную программу социально-трудовых норм и гарантий и тем более невозможно реализовать ее.

Как мы уже говорили, профсоюзы России поддерживают сформулированную Международной организацией труда Концепцию достойного труда, где достойный труд выступает в качестве стержня социального и экономического развития, играет главную роль в деле обеспечения сбалансированности и социальной справедливости в условиях, когда современная цивилизация находится в поиске более стабильных и справедливых подходов к проблемам роста и развития. Все процессы всеобъемлющей модернизации должны базироваться на достойном труде и обеспечивать его.

Напомню, стандарты скомплектованы по четырем направлениям, или точнее сферам. Это:

1. Заработная плата.

2. Обеспечение граждан эффективной занятостью.

3. Социальное партнерство.

4. Социальное страхование, включая пенсионное обеспечение.

В ходе прошедших обсуждений наибольшее внимание уделено вопросам заработной платы, и не только потому, что этим направлением открываются «Стандарты». Главное в том, что она, точнее ее уровень, определяет жизнь работника, развитие человеческого капитала и страны в целом. Отсюда закономерно требование профсоюзов - заработная плата должна быть достойной! И с этой меркой сегодня надо подходить, прежде всего, к установлению государственных гарантий по заработной плате.

Сегодня этот показатель сориентирован на прожиточный минимум (по размеру - 4611 руб., с 01.01.2013 г. - 5205 руб.). Мы знаем историю появления прожиточного минимума на свет и назначение. Но нельзя же, унизительно для великой страны жить по нему почти два десятилетия. За этот период уже сменилось целое поколение. Такая государственная гарантия не способна дать развитие человеческому потенциалу. А только консервирует бедность и нищету.

Проект «Стандартов» предлагает при установке МРОТ смену прожиточного минимума на минимальный потребительский бюджет трудоспособного работающего населения. Внешне вроде бы созвучно. Но по содержанию это уже в значительной мере качественно иной уровень потребления для человека. По стоимости потребительской корзины МПБ в 2,5 раза больше ПМ и с 01.01.2013 г. был бы не 5205 руб. а 13012 руб., согласитесь, это - совершенно другой уровень.

Конечно, перепад большой, но профсоюзы никогда не были авантюристами и понимают, что неизбежен поэтапный переход. Только нельзя допускать, чтобы он опять измерялся масштабами целого поколения. Поэтому предусмотрен механизм реализации - принятие необходимых федеральных законов, я их все не буду называть, отмечу один - закон о сроках поэтапного повышения МРОТ до МПБ.

Но эта задача не только федерального уровня. Регионам Государственной думой (ст. 133.1 Трудового кодекса) тоже даны полномочия вводить гарантии в оплате труда и устанавливать региональные минимальные размеры заработной платы. Уже 53 региона их имеют. К сожалению, в нашей области профсоюзам не удалось договориться с прежним правительством о принятии таких гарантий - более высоких, чем федеральные. В настоящее время по нашей инициативе вопрос рассмотрен и поддержан областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, и в ближайшие дни такое соглашение будет подписано.

Для того чтобы реально представлять сложность задач, которые нам вместе с социальными партнерами предстоит решать в сфере оплаты труда, приведу несколько статистических показателей. Средняя заработная плата по области в июле 2012 г. составила 21644 руб., по РФ - 27494 руб. Это 35-е место из 83 по РФ и 8-е из 12 по округу. В бюджетной сфере: в здравоохранении - 14628 руб., в образовании - 16100. Это несмотря на принимаемые меры по ее повышению. Ряд отраслей реального сектора тоже имеют заработную плату намного ниже среднеобластной. Так, в АПК и лесном хозяйстве - 12545 руб., текстильной и легкой промышленности - 7218 руб.

Говоря о государственных гарантиях в оплате труда, нельзя не обратить внимание на то, что сегодня в качестве МРОТ выступает минимальный размер заработной платы. Отличие всем, я думаю, известно: в нее включены и компенсационные и стимулирующие выплаты. А МРОТ должен быть без них, т.е. это гарантированная зарплата за неквалифицированный труд в нормальных условиях труда. И подмена его минимальной заработной платой недопустима, и здесь тоже требуется внесение соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ.

Предлагаемые «Стандарты» предусматривают внесение измнений в Трудовой кодекс и в части установления минимальной тарифной ставки или минимального оклада на уровне не ниже МРОТ, установленного федеральным законом. И это должно являться базой для построения всей системы оплаты труда, с дифференциацией по критериям, которые будут приняты в отрасли или в организациях (по квалификации работника, количеству, качеству и условиям труда) и затем в обязательном порядке (а это будет тоже внесено в Трудовой кодекс РФ) установлены в соглашениях и коллективных договорах. То есть установление достойного минимального размера оплаты труда должно повлечь за собой повышение зарплаты не только низкооплачиваемых, но и всех категорий работников. Но при том условии, что в организациях не развалилась система оплаты труда, не порушены тарифное регулирование и нормирование труда.

Не исключение и бюджетная сфера. Здесь при переходе на отраслевые системы оплаты труда Правительство Российской Федерации до сих пор не установило базовых окладов по профессионально-квалификационным группам. Это привело к тому, что оклад учителя или медика в разных областях, зачастую соседних, резко отличается и зависит от состояния бюджета региона. Федерация омских профсоюзов ставила перед ФНПР и Правительством РФ этот вопрос, но решение до сих пор так и не принято.

Сегодня приятно отметить, что обсуждаемый проект содержит обязательство Правительства РФ по установлению базовых должностных окладов по профессионально-квалификационным группам, что и будет являться для бюджетников государственной гарантией.

Приятно отметить и то, что проект «Стандартов» предусматривает в обязательном порядке восстановление системы нормирования труда. Конкретно определена роль в этой работе федеральных структур и будут внесены изменения в Трудовой кодекс РФ об обязательности включения в соглашения и коллективные договоры положений об установлении систем нормирования труда и обязательности согласования с представительным органом работников вводимых норм труда.

Нельзя не заметить, что в «Стандартах» предусматривается не только сохранение реального содержания заработной платы, но и требование обязательности его повышения. И на этот счет должны быть внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, а для бюджетников порядок и сроки индексации зарплаты будут определены специальными нормативно-правовыми актами РФ.

Вторым направлением «Стандартов достойного труда» определены стандарты по обеспечению граждан эффективной занятостью. То есть занятостью, обеспечивающей рациональное использование знаний, умений и навыков работников, достойную заработную плату, непрерывное профессиональное развитие, возможность профессионального роста и повышения квалификации.

На текущий момент занятость.в Омской области характеризуется следующими показателями. Уровень общей безработицы на 1 августа 2012 года составил 6, 3 % от экономически активного населения (ЭАН), что чуть (на 0,2%) ниже прошлого года. Уровень зарегистрированной безработицы на ту же дату - 1,0 %, для сравнения по России - 1,4%, в СФО - 1,6%.

Предлагаемые «Стандарты» требуют, чтобы занятость.населения была полной и стабильной. Профсоюзы всегда выступали за стабильную занятость. Если человек трудится у одного работодателя, если эта работа обеспечивает ему достаточный доход и исключает необходимость искать дополнительный заработок, если срок трудового договора между работником и работодателем не ограничен - тогда можно говорить о стабильности трудовых отношений и устойчивой занятости.

В качестве одного из механизмов приближения к эффективной и стабильной занятости профсоюзы предлагают принять законопроект депутатов Государственной думы Андрея Исаева и Михаила Тарасенко «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления защищённости работников в случаях уклонения работодателей от заключения трудовых договоров путём необоснованного заключения договоров гражданско-правового характера и использования механизмов «заёмного труда».

Для дальнейшего развития страны при смене поколений становится актуальным востребованность на рынке труда молодежи, получившей профессиональное образование. В этих целях «Стандарты» предусматривают закрепленные в федеральном законодательстве:

1) механизм государственного распределения;

2) обязанность учебных заведений по трудоустройству выпускников, обучающихся на бюджетных местах;

3) налаживание в службах занятости регистрации и учета выпускников профессиональных учебных заведений с целью выявления востребованности тех или иных профессий на рынке труда и корректировки планов подготовки.

Профсоюзы постоянно и настойчиво выступают за удовлетворение потребностей в рабочей силе прежде всего за счет более полного использования региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, и максимальное сдерживание притока мигрантов. На протяжении последних лет квота на привлечение иностранной рабочей силы в Омскую область снижается и сведена в 2012 году до 3535 человек, в четыре раза меньше, чем в 2009 году.

Предлагаемые в проекте «Стандартов» меры позволяют оптимизировать процесс привлечения и использования иностранной рабочей силы. Намечено ввести в Трудовой кодекс РФ специальную главу об особенностях регулирования трудовой деятельности иностранных работников на территории РФ, а также обязательности включения в коллективные договоры и соглашения соответствующих положений об условиях их привлечения и использования. Причем нормативно-правовыми актами РФ должно быть разрешено использовать иностранную рабочую силу работодателям, присоединившимся к региональным соглашениям. Все эти меры, на наш взгляд, будут способствовать дальнейшей стабилизации ситуации на региональном рынке труда и заслуживают поддержки.

Неразрывно с решением проблем занятости стоят вопросы поддержки лиц, потерявших работу. Профсоюзы всегда выступали за то, чтобы и для них государством был гарантирован достойный уровень жизни. Сегодняшний размер пособий по безработице от 850 до 4900 руб. не в состоянии этого обеспечить.

Предлагаемые «Стандарты» предусматривают установление двух видов пособия по безработице. Одно (для граждан независимо от наличия трудового и страхового стажа) - социальное базовое пособие по безработице, выплачиваемое из средств федерального бюджета в размере прожиточного минимума трудоспособного населения. Другое (в части возмещения утраты заработка работнику при наличии стажа не менее двух лет, предшествующих наступлению безработицы) - это страховое пособие по безработице, выплачиваемое из средств социального страхования, формируемых из страховых взносов работодателя. Для этого должно быть введено обязательное страхование от безработицы в размере одного процента

Выделение целого раздела «Стандартов достойного труда» сфере социального партнерства ещё раз подтверждает, что социальное партнерство есть и будет основным методом коллективного регулирования социально-трудовых отношений. Так, система социального партнерства обеспечивает право профсоюзов участвовать в законотворческой и нормотворческой деятельности. Трудовой кодекс РФ по инициативе профсоюзов недавно пополнился очень действенной нормой, предусматривающей обязательное предварительное рассмотрение и одобрение принимаемых нормативно-правовых актов в сфере труда на всех уровнях власти и самоуправления соответствующими трехсторонними комиссиями или согласованной позиции всех сторон социального партнерства.

Для примера: за три последних года только Федерацией омских профсоюзов рассмотрено 270 таких нормативных документов - проектов Правительства Омской области, связанных с введением отраслевых систем оплаты труда, материальной поддержкой работников бюджетной сферы, привлечением иностранных работников и т. д. Причем все наши замечания и предложения были учтены при доработке документов, а принятие отдельных из них откладывалось.

Вместе с тем мы еще не добились, чтобы действия статьи 35.1 Трудового кодекса применялось повсеместно на областном и особенно на муниципальном уровне. Мы считаем, что инициатива в этом вопросе должна исходить как от профсоюзов, так и от органов власти и самоуправления. Проект «Стандартов» предусматривает обязательное закрепление такого механизма соответствующими нормативно-правовыми актами.

Профсоюзы выступают за то, чтобы ключевые вопросы в сфере трудовых отношений решались через коллективные договоры и соглашения. И на практике они получили широкое распространение. У нас в области отраслевыми профсоюзами заключены и действуют 55 соглашений. Во всех муниципальных районах области и в Омске действуют 33 территориальных соглашения. В организациях, где созданы профсоюзные организации, заключено почти 2500 коллективных договоров, действие которых распространяется более чем на 280 тыс. работников, в том числе на 200 тысяч членов профсоюзов, что составляет 95% от их общей численности.

Однако эффективность колдоговорного регулирования трудовых отношений, а это ключевое звено системы соцпартнерства, остается пока низкой из-за нежелания работодателей принимать на себя социально значимые обязательства, особенно по основополагающим вопросам.

В связи с этим «Стандартами» предусмотрено внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательности включения в коллективные договоры и соглашения конкретных положений:

1) по формам, системам и размерам оплаты труда;

2) механизмам повышения заработной платы и выплаты заработной платы при банкротстве предприятий;

3) по занятости, обучению, переобучению и условиям высвобождения работников;

4) по обеспечению интересов работников при приватизации или смене собственника предприятия;

5) по механизмам контроля за соблюдением условий коллективных договоров, соглашений.

Учитывая, что еще значительная часть организаций бизнеса остается вне сферы действия системы социального партнерства, ТОО «ФОП» инициировало разработку областного закона «О социальном партнерстве в Омской области», который бы предусматривал порядок распространения регионального, отраслевых региональных и территориальных соглашений о социальном партнерстве на работодателей, не участвовавших в их разработке, и принятии по принципу присоединения: не отказался письменно мотивированно в определенный срок - значит, присоединился и обязан выполнять. Учитывая важность этого вопроса и неоднозначность восприятия, проект «Стандартов» предусматривает внесение изменений в Трудовой кодекс РФ в части обязательности распространения соглашений, принятых на региональном уровне, на каждого работодателя.

До сих пор остается не отрегулированным в правовом аспекте вопрос участия профсоюзов в управлении организацией, отчего также снижается эффективность системы социального партнерства. Отрадно отметить, в проекте «Стандартов» предусмотрено внести необходимые изменения в Трудовой кодекс и другие федеральные законы в части уточнения видов, порядка и условий участия представителя профсоюзной организации в работе коллегиального органа управления обществ той или иной организационно-правовой формы и установления перечня вопросов, решение которых должно осуществляться с обязательным участием профсоюзной организации.

Профсоюзы считают необходимым введение более высоких стандартов не только непосредственно в сфере труда, но и в непосредственно связанные с трудом отношения. Такие, как пенсионное обеспечение, обязательное медицинское и социальное страхование.

В условиях продолжающегося процесса их реформирования профсоюзы настаивают, чтобы уровень социальной обеспеченности работающих и населения по этим вопросам был не ниже норм и нормативов, действующих в развитых странах. В связи с чем предлагаемые «Стандарты» предусматривают ратификацию конвенций Международной организации труда № 131 и 102 в части коэффициента замещения пенсией утраченного заработка и установления минимального размера пенсии по старости.

«Стандарты» также предусматривают создание досрочной профессиональной пенсионной системы для работников, задействованных во вредных и опасных условиях труда. Актуальность вопроса для этой аудитории не надо объяснять.

«Стандарты» также предусматривают включение в систему обязательного медицинского страхования лекарственного обеспечения населения не только в стационарных, но и в амбулаторных условиях, а также бесплатное выявление и лечение заболеваний, являющихся основными причинами инвалидности трудоспособного населения.

Предлагается внести изменения в закон об обязательном социальном страховании в части оплаты периодов временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также развитие системы предупреждения и профилактики заболеваемости.

В заключение подчеркну, что обсуждаемые «Стандарты» не только задают уровень трудовых и социальных норм и гарантий, который нам нужно достичь, но и содержат конкретные механизмы и действия, которые нужно предпринять для этого, а также индикаторы для отслеживания динамики происходящих изменений в каждом направлении. Хочется выразить уверенность, что профсоюзы сделают всё, от них зависящее, для реализации этой важнейшей программы, чтобы труд в нашей стране станет во всех отношениях достойным.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх