644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Доклад Валерия Якубовича на заседании совета ТОО "ФОП" 17 июля 2012 года

Доклад Валерия Якубовича на заседании совета ТОО "ФОП" 17 июля 2012 года

28.08.2012 10:25

Уважаемые товарищи!

Сегодняшнее заседание Совета Федерации посвящено вопросам социальной сферы. Мы видим, какое большое внимание ей уделяется в последние годы.

Достаточно перечислить реализованные и реализуемые важнейшие проекты:

- это стартовые национальные проекты (Вам они известны);

- затем переход на отраслевые системы оплаты труда  бюджетной сферы;

- и в последние годы - развернувшаяся модернизация  здравоохранения, образования и культуры;

- а также реформирование правового положения государственных (муниципальных) учреждений (реализация ФЗ № 83).

Все это направлено на совершенствование системы образования, здравоохранения, культуры, которым принадлежит решающая роль в  формировании человеческого капитала.

Что еще раз недавно подчеркнул в бюджетном послании Президент страны В.В.Путин, где наряду с подтверждением значимости социальной сферы, приоритетности ее положения, в том числе в финансировании,  прозвучала тревога:

«Меры и вложения пока не дают намеченных результатов, а оказываемые социальные услуги не удовлетворяют граждан».

Названы и причины:

  • 1. Медленное их реформирование и
  • 2. Неэффективная система стимулирования работников.

Полагаю, присутствующие согласятся с этой оценкой.

Поставлены задачи:

1.Повсеместно внедрять новый механизм финансирования государственных и муниципальных учреждений;

2.А в самих учреждениях обеспечить переход к «эффективным трудовым договорам».

Хочу заметить,  в Послании, (да и в последующих выступлениях) Президент употреблял термин «эффективный контракт». Воспринимать можно по разному: что имелось в виду - контракт или договор, и время внесет уточнения,  но по духу - что должен содержать этот регулятор трудовых отношений дословно - «он должен  четко определять условия оплаты труда и «социальный пакет» работника в зависимости от качества и количества  выполняемой им работы» и точка. И ни каких намеков на его срочность не сделано.

Выдвинутые Президентом перекликаются с целями, которые преследовались при разработке и реализации отраслевых систем оплаты труда и реализации Федерального закона № 83.

Вынося вопрос на совет, мы ставили задачу наряду с  обсуждением участия профсоюзов области в реализации 83ФЗ, в том числе решения проблемы повышения эффективности и качества работы бюджетных учреждений, уделить больше внимания вопросам защиты социально-трудовых прав работников этой сферы и сохранения конституционных прав и гарантий пользователей их услугами. Для профсоюзов в равной мере важны интересы как той, так и другой категории населения.

Учитывая, что не все члены совета, скорее всего, достаточно ознакомлены с содержанием 83 Федерального закона,  кратко передам его суть.

Действовавшие ранее в социальной сфере государственные или муниципальные учреждения (мы их называли бюджетными) с 2011 года меняют свой статус и теперь они могут быть трех типов:

1.«Казенные учреждения» (совпадают по статусу с нынешними  бюджетными  только  более сжатыми полномочиями);

2. «Бюджетные учреждения» (название тоже, но суть нова);

3.  «Автономные учреждения»  (статус прежний).

Сегодня бюджетные учреждения (по новому статусу) уже не те, что были раньше. Получив больше самостоятельности (в том числе право заниматься предпринимательской деятельностью в своей сфере), они лишены статуса бюджетополучателя и  субсидиарной ответственности учредителя (государства или муниципалитета), по обязательствам бюджетных учреждений, а их работники при определенных ситуациях могут  полностью или частично лишиться соответствующих социально-трудовых прав и гарантий. Т.е. бюджетные учреждения  отпущены в свободное плавание, у них стало больше самостоятельности и прав (что является достоинством), но появилось и больше риска и усечение  гарантий.

Введен  новый механизм их финансирования, вместо традиционного сметного финансирования вводятся субсидии за выполнение государственного (муниципального) задания на предоставление услуг.  При этом контроль и ответственность учредителей будут ослабевать (существенно), в том числе в  вопросах оплаты труда.

Отсюда должна возрасти в этих  вопросах роль отраслевых  профсоюзов и первичных профсоюзных организаций.

Требуется уделять особое внимание порядку формирования и финансовому обеспечению государственного задания на выполнение услуг.

Подчеркиваю это особо  потому, что учредитель по закону сохраняет свои властные полномочия на доведение задания, а учреждение не имеет права отказаться от его выполнения, даже невзирая на недостаточность финансового обеспечения реализуемой услуги и должно искать для этого иные источники как за счет внутренних ресурсов, так и развития платных услуг.

Поэтому без  внимания профсоюзов не должны оставаться как размеры государственного (муниципального) задания, так и обоснованность нормативов затрат и выделяемых субсидий на его выполнение, особенно на оплату труда, чтобы запланированные параметры роста заработной платы были выполнены.

Нам нужно вместе на эту работу нацелить, а главное подготовить профсоюзный актив.

Реализация Закона была разбита на несколько этапов. Первый этап включал в себя подготовку нормативно-правовых актов Министерством финансов и отраслевыми министерствами. Все основополагающие документы, которые нужно было разработать в целях реализации Закона, были подготовлены и приняты.

В этом процессе  участвовали отраслевые профсоюзы.

Так, Омская областная организация Профсоюза работников народного образования  и науки РФ участвовала в  подготовке пяти нормативных актов,  а также в обсуждении гарантий бюджетного финансирования, в том числе фонда заработной платы, и  стандартов образовательных услуг.

В рамках реализации Закона областными профсоюзными организациями образования и здравоохранения осуществляется определенная система обучения дискуссий  и  консультаций.

Проведены обсуждения на заседаниях коллегиальных органов,  многочисленных семинарах профсоюзного актива с участием работников отраслевых Министерств.

По возникающим вопросам, связанным с изменением статуса  учреждений, организованы консультации, круглые столы, деловые игры.  Большой популярностью пользуется  сайт обкома образования и науки.

На собраниях активов обсуждены и направлены во все профсоюзные организации Письма Центральных комитетов с изложением  позиции отраслевых профсоюзов в связи с введением Федерального закона  83-ФЗ.

Эти вопросы были включены в программы семинаров для молодых специалистов и актива Молодежных Советов.

На втором этапе проводился  детальный анализ деятельности учреждений, выбор нового типа учреждений, формирование  перечня услуг, формирование задания, нормативов затрат и субсидии на оказываемые услуги. 

В соответствии с рекомендациями учредителей все учреждения принимали решения о правовом статусе на общих собраниях трудовых коллективов при непосредственном участии первичных профсоюзных организаций.

В результате в сфере образования из 371 учреждения, подведомственного департаменту образования г. Омска, все приняли статус бюджетных. Из 126 учреждений, находящихся в ведении Министерства образования стали  бюджетными - 71 и казенными - 55.

В сельских районах области из 1012 учреждений, подведомственным муниципальным образованиям, статус бюджетных приобрели 436 учреждений,  казенных - 576 учреждений.

И если  подытожить по системе образования Омской области: из 1509 учреждений статус  бюджетных выбрали - 878 (58,2%), казенных - 631 (41,8%).

В отрасли здравоохранения  118 учреждений приняли тип бюджетных - 110  (93,2%),  казенных - 7   (5,9%) и автономных - 1 (0,9%).

При подготовке вопроса на заседание совета специалисты ТОО «ФОП», областных организаций Профсоюзов образования  и здравоохранения  изучили состояние работы  46 учреждений образования, из них 27 школ, 3-х учреждений дополнительного образования, 16 дошкольных учреждений и 7 учреждений здравоохранения, в том числе учреждения Шербакульского и Таврического муниципальных районов.

Проанализирована представленная  информация областных организаций профсоюзов работников здравоохранения,  народного образования и науки,  координационных советов.

Из представивших информацию  12 районов только в 8 реализация 83 ФЗ  рассматривалась на заседании районных трехсторонних комиссиях.

В проверенных учреждениях образования платные услуги пока  введены в некоторых из них:

1.В Детском саду развивающегося вида № 341 по изучению иностранного языка и дополнительные оздоровительные занятия в бассейне.

2. В Лицее № 149  по подготовке дошкольников к обучению в начальной школе, уже набрано 5 дошкольных групп.

3. В Средней школе № 55  платные услуги по занятиям в  бассейне для взрослых и «Мать и дитя».

4. В Доме творчества «Кировский» планируют открыть группы по изучению английского языка для детей от 2,5 до 3-х лет, группы занятий шейпингом, обучению игры на гитаре для молодежи от 18 лет.

Такой обстановке по платным услугам в системе образования способствует и то, что на 2012 год её финансирование складывается  пока благоприятно.

По данным Министерства общий объем бюджетных ассигнований составляет 12,5 млрд. рублей, что на 9,6% выше 2011 года. Кроме того, Министерством ожидается дополнительное выделение средств в размере 1,3  млрд. рублей.

Аналогичная ситуация складывается в учреждениях образования, подведомственных Департаменту образования г. Омска.

Хотя следует заметить, что  во всех образовательных учреждениях города и области планируемое повышение заработной платы в сентябре 2012 года в доведенных объемах субсидий пока не учтено.

В учреждениях здравоохранения реализация Закона проходила совместно с реализацией программы «Модернизация здравоохранения», переходом на одноканальное финансирование, переводом учреждений из муниципальной собственности в областную.

В системе здравоохранения  платные медицинские услуги получили довольно широкое распространение и до выхода 83 ФЗ. Здесь наряду с бюджетным финансированием,  ФОМС, большой удельный вес занимает ДМС и прямые поступления от платных медицинских услуг населению и реализация 83 ФЗ этому будет  способствовать, что, на наш взгляд, при  несформировавшихся  государственных стандартах на бесплатную медицинскую помощь может привести к еще большему вытеснению  бесплатного здравоохранения платными услугами и подрыву конституционных прав граждан.

Проведенные проверки это подтверждают: наблюдается сокращение финансирования бесплатной медицинской помощи, даже с учетом получения средств на модернизацию. Общее финансирование бесплатных медицинских услуг в первом квартале 2012 года по сравнению с первым кварталом 2010 года по БУЗОО «Поликлиника № 7» сократилось на 463 тыс. рублей, по БУЗОО «Поликлиника № 14» на 529 тыс. рублей или на 3,9%, 6,6% соответственно.

И в тоже время по всем проверенным учреждениям за это период все платные услуги (ДМС, зубопротезирование, иные платные услуги) увеличились в 1,4 раза.

Несмотря на то, что платные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями,  вводятся только после  согласования  с Министерством здравоохранения Омской области, наблюдается их рост как по перечню, так  и размеру тарифа. Так, в Поликлинике № 7 в сторону увеличения изменены тарифы на прием  врачей - офтальмолога, психиатра, нарколога, гинекологические исследования, анализы крови и мочи, проведения  ЭКГ и  3-х видов УЗИ. В Поликлинике № 15 - на медицинский осмотр для выдачи справки в бассейн, оформление санаторно-курортной карты.

Еще не решены проблемы доступности  к получению бесплатных медицинских услуг населению из-за отсутствия в поликлиниках достаточного количества узких специалистов,  диагностического оборудования и технических сбоев в записи населения на прием через электронную регистратуру. Так из 40 учреждений города Омска, подключенных к системе электронной регистратуры, сервера доступны только у 19.

Из-за отсутствия диагностического оборудования в  Шербакульской ЦРБ бесплатные талоны на эхокардиограмму расписаны на два месяца вперед. В  БУЗОО «Поликлиника им. Кабанова» из-за отсутствия медицинского оборудования для проведения МРТ врачи настоятельно рекомендуют пройти диагностику именно в БСМП № 1 на платной основе, не предлагая записать пациента на очередь для оказания этой услуги в рамках программы ОМС, хотя в соответствии с п. 18 Территориальной программы госгарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Омской области на 2012 год  очередность на проведение диагностических исследований не должна превышать пятнадцати календарных дней с регистрации даты обращения пациента в медицинскую организацию. В тоже время дорогостоящее оборудование, купленное в рамках «Национального проекта» простаивает в ожидании платных пациентов.

Нуждается в улучшении порядок приема пациентов.

Так в БУЗОО «Поликлиника им. Кабанова» из-за большого количества платных пациентов оказание услуг по бесплатным талонам задерживается в очередях до 2 часов, в то время как платные пациенты идут вне очереди  и, экономя время, люди вынуждены прибегать к платным услугам. В интересах работников и населения необходимо обеспечить равную доступность пациентов, как к получению услуг на бесплатной, так и на платной основе.

В проверенных учреждениях не  отлажены в соответствии с трудовым законодательством планирование, учет  рабочего  времени  и  оплата труда работников, оказывающих платные услуги.

Эти вопросы не нашли отражения в коллективных договорах и положениях об оплате труда. В ряде случаев администрация принимает положения без учета мнения первичной профсоюзной организации.

Дополнительная работа по оказанию платных услуг и услуг по ДМС также не прописана и в трудовых договорах работников, и порой наблюдается уход отдельных работодателей от заключения трудовых отношений с работниками.  Так в Шербакульской ЦРБ с 10 работниками заключены договоры гражданско-правового характера, ущемляющие интересы работников.

Во всех проверенных учреждениях положения о распределении средств от оказания платных услуг разрабатывались еще в 2010 году и в связи с отменой ЕСН и изменением процентов на отчисления во внебюджетные фонды требуют корректировки. Только от этого снижается на 6% заработок непосредственных исполнителей.

На наш взгляд требуется более внимательный и объективный подход к распределению ФОТ, полученного за платные услуги. Хотя это  прерогатива администрации и профкома учреждения. Так в БУЗОО «Поликлиника № 7» на  долю исполнителя  приходится 1/3 фонда.

Необоснованно высокими остаются отчисления от фонда заработной платы на заработную плату АУП. Так, в БУЗОО «Шербакульская ЦРБ» - 19,4%, в БУЗОО «Поликлиника № 14» - 21%. В  БСМП № 1 за счет платных услуг   оклад бухгалтеров увеличивается почти в 2 раза, в то время как врачу, непосредственно выполняющему платную услугу, прибавка к зарплате не превышает 15-17%.

Было бы целесообразно в рамках социального партнерства учредителям и отраслевым обкомам разработать  примерные положения по распределению средств, получаемых от оказания платных услуг, по разным учреждениям в соответствии с их специализацией.

Вскрыты случаи, когда в 2-х учреждениях здравоохранения БУЗОО «Поликлиника № 14», БУЗОО «Поликлиника № 15» часть фонда оплаты труда работников, полученная от оказания платных услуг, направляется на иные цели (оплата штрафов контролирующих органов), что является грубейшим нарушение законодательства. Необходим профсоюзный контроль за расходованием фонда оплаты труда работников, полученного от оказания платных услуг.

Немало нерешенных вопросов  остается еще и в целом по оплате труда работников образования и здравоохранения. Несмотря на принимаемые меры по повышению, уровень заработной платы, по-прежнему, остается низким.

По  итогам 5 месяцев 2012 года  ее среднемесячный уровень хоть и повысился к прошлому году в образовании на 16,4% составил 15715 рублей, а зарплата учителя при росте на 28,3% - 18224 рубля.

В здравоохранении - средний размер по системе - 13937 руб. (прирост - 5,4%), врачей - 26600 рублей (прирост - 3,2%).

Уместно заметить, что этот уровень заработной платы достигнут при больших переработках работников образования и здравоохранения. При нормальном режиме труда зарплата у них была бы намного меньше (в 1,5 и более раз).

Приоритетное повышение заработной платы отдельных категорий работников привело  к нарушению дифференциации в системе оплаты труда и может негативно повлиять на кадровое обеспечение других участков.

Здесь тоже требуется вносить своевременные  коррективы.

В заключение хотелось сказать, уважаемые коллеги, мы только приступили к реализации федерального закона 83-ФЗ и  заложенные в нем достоинства пока по понятным причинам не успели проявиться, как и возможные недоработки и недостатки, которые могут быть в любом новом деле. И мы не склонны делать сегодня каких-либо  категоричных выводов, приводя какие-то критические примеры. Они носят частный характер и не претендуют на общую оценку состояния дел в этом вопросе, в системе образования и здравоохранения.

Мы понимаем, что отраслевые министерства располагают значительно большими материалами.

Для объективной оценки, а главное своевременного реагирования на возможные сбои и отклонения в реализации реформы бюджетной сферы, чреватыми негативными последствиями, как для ее работников, так и для потребителей услуг  нужны системный всесторонний мониторинг реализации 83-ФЗ по ключевым позициям и постоянный конструктивный диалог органов власти и самоуправления с обществом.

Профсоюзы области готовы в этом активно участвовать.

Спасибо за внимание.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх