644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Доклад Валерия Якубовича на заседании Совета ТОО «ФОП» 30 марта 2012 года

Доклад Валерия Якубовича на заседании Совета ТОО «ФОП» 30 марта 2012 года

2.04.2012 09:06

«О состоянии работы по социальному партнерству в Омской области и повышении эффективности взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-трудовых вопросов»

Сегодня мы находимся на новом историческом этапе развития области и страны. Избраны Президент Российской Федерации, Государственная дума, Законодательное собрание области и городской Совет. Немного осталось до выборов губернатора и мэра. Всё это определяет новый политический ландшафт.

Открывается новый этап взаимодействия профсоюзов, органов власти и работодателей в решении социально-экономических проблем. Но при этом прежде, вне всякого сомнения, должна быть обеспечена преемственность всего позитивного, что создано в предыдущем периоде. В связи с чем есть необходимость комплексно оценить имеющуюся практику работы профсоюзов с органами власти и работодателей, отметить слабые места, выработать механизмы их устранения и пути дальнейшего развития.

Сегодня с полным правом можно констатировать, что в результате многолетней совместной целенаправленной работы нам удалось создать многоуровневую систему социального партнерства, подкрепив её необходимой правовой базой - федеральным и региональным законодательством.

Система социального партнерства сейчас представлена областным, Омским территориальным, 55 региональными отраслевыми и 32 территориальными соглашениями. В организациях действуют 2455 коллективных договоров, ими охвачено 276 тысяч работников, из которых более 200 тысяч членов профсоюзов.

Бесспорно, базой социального партнерства в регионе стало областное соглашение между правительством, профсоюзами и объединением работодателей. Вот уже более 15 лет оно является надежным инструментом построения отношений между сторонами партнерства на основе принципов баланса интересов и поиска компромиссов.

За это время соглашение позволило решать важнейшие социально-трудовые вопросы - такие как погашение долгов по зарплате, совершенствование системы оплаты и охраны труда, социального развития и целый ряд других, актуальных в тот или иной период.

Многие нормы областного соглашения получают развитие в отраслевых соглашениях региона.

Для примера, в соглашении учреждений и организаций нефтехимического комплекса предусмотрена обязанность работодателей обеспечить ежегодный рост средней заработной платы не менее чем на 25 %, а для предприятий, имеющих заработную плату выше средней по комплексу, - не ниже коэффициента инфляции и поддерживать ее в размере не менее четырех прожиточных минимумов трудоспособного человека.

По организациям жилищно-коммунального хозяйства соглашение предусматривает широкий спектр социальных гарантий: добровольное медицинское страхование и долгосрочное страхование жизни работников, негосударственное пенсионное обеспечение, материальную помощь, компенсации на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях, на проезд к месту работы и питание в рабочих столовых и т.д.

Примеры можно продолжать.

И надо признать: пока достойной альтернативы существующей форме взаимодействия нет. Однако это не означает, что нет необходимости совершенствования ее с целью повышения эффективности.

Нас сегодня не может удовлетворять сфера действия областного да и других видов (отраслевых и территориальных) соглашений. Около половины организаций бизнеса и бюджетной сферы, а точнее люди, которые там трудятся, находятся вне сферы их влияния, а стало быть надлежащим образом не защищены.

Несмотря на большую проделанную организационную работу, нам еще не удалось создать легитимные представительные структуры партнерства от наемных работников и работодателей на территориальном и локальном уровнях.

Нельзя не замечать и крайне низкую исполнительскую дисциплину и практически отсутствие ответственности за реализацию принимаемых соглашений. Создается впечатление, что энергии сторон партнерства хватает лишь на этап подготовки и принятия соглашений.

Проведенный мониторинг показывает, что только в половине отраслевых соглашений есть обязательства сторон о содействии заключению коллективных договоров, в той или иной мере оговорены условия деятельности первичных профсоюзных организаций. Только в трети соглашений предусмотрены обязательства работодателей о включении представителей профсоюзов в состав выборных органов управления организаций. А обязательство работодателей по содействию присоединению новых членов к своему объединению вообще не прописано.

Такие основополагающие вопросы регулирования социально-трудовых отношений, как индексация заработной платы и компенсация за несвоевременную её выплату, содержатся только в одном из пяти отраслевых соглашений, а положения, регулирующие долю тарифа в структуре заработной платы, есть только в 13 %, о минимальном размере оплаты труда еще меньше - в 9% соглашений.

Большинство отраслевых соглашений не нацеливает стороны социального партнерства на формирование соцпакета поддержки своих работников. А ведь решение всех этих вопросов было заложено в областном соглашении.

Немалая роль в реализации социального партнерства принадлежит областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На ее заседаниях, в том числе и по инициативе профсоюзов, рассматриваются актуальные вопросы в сфере труда, занятости населения, социального обеспечения и другие важные задачи, отражающие реалии настоящего и перспективы будущего.

При формировании плана работы комиссии предложения профсоюзной стороны учитываются в полном объеме. Так, за период 2007- 2011 годы по нашему предложению включены и рассмотрены вопросы о практике работы по развитию социального партнерства в 12 муниципальных районах. За последние три года к «зарплатной» теме областная трехсторонняя комиссия возвращалась неоднократно. Вопросы перехода на новые отраслевые системы оплаты труда, хода их реализации, уровня и своевременности выплаты заработной платы выносились на рассмотрение комиссии 8 раз.

Представители Федерации, отраслевых профсоюзов для решения социально-трудовых вопросов используют возможность участия в работе комитетов Законодательного собрания, в заседаниях Правительства Омской области, отраслевых министерств и ведомств, в работе областной межведомственной комиссии по защите трудовых прав работающих и аналогичных комиссий отраслевых министерств, комиссий по охране труда, по использованию иностранной рабочей силы. Мы считаем это хорошим дополнением к системе социального партнерства.

Система социального партнерства обеспечивает право профсоюзов участвовать в законотворческой и нормотворческой деятельности. Трудовой кодекс РФ по инициативе профсоюзов недавно пополнился очень действенной нормой, предусматривающей обязательное предварительное рассмотрение принимаемых нормативно-правовых актов в сфере труда на всех уровнях представительной и исполнительной власти и самоуправления соответствующими трехсторонними комиссиями или сторонами социального партнерства.

Для примера: за три последних года Федерацией с участием отраслевых профсоюзов рассмотрено 269 таких проектов Правительства Омской области, связанных с введением отраслевых систем оплаты труда, материальной поддержкой работников бюджетной сферы, привлечением иностранных работников. Причем все наши замечания и предложения были учтены при доработках документов, а принятие отдельных из них откладывалось.

Вместе с тем мы еще не добились, чтобы действия статьи 35.1 Трудового кодекса применялось повсеместно на областном и особенно на муниципальном уровне. Мы считаем, что инициатива в этом вопросе должна исходить как от профсоюзов, так и от Министерства труда и социального развития.

В последние годы в решении социально-трудовых вопросов значительно расширилось двухстороннее взаимодействие со структурными подразделениями федеральных и региональных органов власти, подписаны и действуют двухсторонние соглашения профсоюзов с Министерством труда и социального развития Омской области, управлением занятости, Государственной инспекцией труда в Омской области, отделениями Фонда социального страхования, Пенсионного фонда, прокуратурой и другими.

Федерация, отраслевые организации заинтересованно отнеслись к налаживанию социального партнерства и на территориальном уровне, так как почти половина первичных профсоюзных организаций, членов профсоюзов находятся в сельской местности, и в связи со значительной отдаленностью от областного центра помощь им от региональных профсоюзных органов менее доступна. В муниципальных образованиях нами созданы объединительные органы профсоюзов - координационные советы, которые взяли эти вопросы на себя.

Они наделены полномочиями и представляют наши интересы в районных трехсторонних комиссиях при принятии и выполнении территориальных соглашений по социальному партнерству, в решении внутрисоюзных вопросов профсоюзных организаций районов области. Федерация уделяет постоянное внимание их деятельности и осуществляет необходимые меры по их укреплению и поддержке.

Профсоюзы с участием органов власти принимали заинтересованное участие в создании легитимных органов объединения работодателей на селе, особенно после выхода соответствующего федерального закона. Это способствовало повышению эффективности системы социального партнерства.

Стороны добились заключения территориальных соглашений о социальном партнерстве во всех муниципальных районах области. Проводимый Федерацией мониторинг подтверждает их достаточный уровень и преемственность областному соглашению. И во многих из них содержатся обязательства, конкретизирующие и развивающие нормы областного соглашения.

Так, в соглашениях о социальном партнерстве Муромцевского, Большеуковского муниципальных районов в вопросах содействия занятости определены целевые индикаторы по трудоустройству безработных граждан, организации временных общественных работ, обучению новым профессиям, сдерживанию роста регистрируемой безработицы.

В половине соглашений предусмотрено ежеквартально рассматривать на заседании трехсторонней комиссии вопросы своевременности выплаты заработной платы и принятия мер по ликвидации задолженности. В 75 % - индексации заработной платы работников в связи с ростом цен на товары и услуги. В 12,5 % - установления доли тарифа в структуре заработной платы работников не менее 50 %.

В Таврическом районе для поддержки системы социального партнерства на осуществление методической помощи и обучение представителей сторон соглашение содержит обязательство администрации района ежегодно предусматривать в бюджете на эти цели по 60 тысяч рублей. Данные средства выделяются в рамках федерального закона № 40 от 5 апреля 2010 года на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Поддерживая действия руководства Таврического района, хотелось, пользуясь случаем, высказать критические замечания в адрес исполнительных органов других муниципальных образований да и области, которые за два года действия этого закона, на наш взгляд, надлежащим образом не среагировали на его выполнение, т.е. на поддержку общественных организаций.

Говоря о системе социального партнерства на муниципальном уровне и понимая, что она более молодая и ощущается, как для всего молодого, нехватка опыта, мы стремились оказывать помощь. Наряду с обучением актива на базе профсоюзного учебного центра, постоянно по заявкам районов проводим выездные семинары как профсоюзного, так и хозяйственного актива.

Ни одна просьба районов не осталась не выполнена, и более того, мы во многих случаях даже напоминаем некоторым, что давно не проводилось обучение актива.

Сегодня эффективная работа социальных партнеров на территориальном уровне сдерживается рядом факторов.

Во всех муниципальных районах области созданы объединения работодателей, о чем ранее уже было сказано, однако дальнейшая работа по вовлечению новых членов практически с тех пор не проводится. Так, в Омском, Полтавском, Москаленском, Горьковском, Колосовском районах объединения охватывают всего от 1,5 до 10% работодателей.

Учитывая, что еще значительная часть организаций бизнеса остается вне сферы действия системы социального партнерства, считаем необходимым настойчивее заниматься принятием законодательных актов по распространению действующих соглашений (в том числе региональных и территориальных), на работодателей и работников, непосредственно не участвующих в переговорах, по принципу «не отказался от реализации в установленный законом срок - значит присоединился».

Основную роль в системе социального партнёрства по защите интересов наёмных работников играют коллективные договоры в организациях. На 1 января 2012 года действовали 2455 коллективных договоров. Ими охвачено свыше 276 тысяч работников. Сегодня в сравнении с 2002 годом, несмотря на сокращение численности работающих и членов профсоюзов, наблюдается рост охвата коллективными договорами как работников (с 91,6% до 95,2%), так и членов профсоюзов (с 92,4% до 98,6%).

Вместе с тем еще более 13 тысяч работников предприятий (4,8%), где действуют профсоюзы, лишены возможности коллективной защиты своих трудовых прав. Особенно низок охват ими в организациях торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности, культуры.

Но количество - лишь одна сторона дела. Остро стоит вопрос и качества заключаемых коллективных договоров. Они страдают формализмом, переписыванием положений Трудового кодекса. И в то же время положения, улучшающие права и гарантии, можно встретить в очень малой части коллективных договоров, что подтверждает проводимый мониторинг.

Так, только в 4,5% коллективных договоров установлена минимальная заработная плата на уровне или выше регионального прожиточного минимума трудоспособного населения (а это борьба с бедностью).

Только в 5 % прописан порядок индексации заработной платы в связи с ростом цен на товары и услуги (а это неснижающийся уровень доходов населения). И это при том, что ряд отраслевых профсоюзов включили данную меру в свои соглашения.

Я уже говорил, что в колдоговорах эти показатели еще в несколько раз хуже.

Мало того, в ряде коллективных договоров имеются, и довольно нередко, нарушения прямых норм трудового законодательства.

На этот счет сегодня мы должны высказать серьезные претензии в адрес рабочих групп по предварительному анализу проектов коллективных договоров на предмет соответствия их трудовому законодательству, положениям областного и отраслевых соглашений во всех муниципальных районах и административных округах города Омска. К сожалению, не все проекты коллективных договоров проходят подобную экспертизу, и зачастую уже подписанные представляются на уведомительную регистрацию. Такое положение дел нам надо исправлять.

Сегодня среди факторов, снижающих эффективность системы социального партнерства на локальном уровне, основными являются:

Первый. Незаинтересованное, безответственное отношение отдельных работодателей к заключению и исполнению коллективных договоров. К сожалению, вместо понимания и взаимодействия, а именно на это нас нацеливает система социального партнерства, мы зачастую сталкиваемся с ситуацией, когда работодатели противодействуют инициативе профсоюзных организаций в заключении коллективных договоров, а порой и вообще вытесняют их из сферы трудовых отношений и подменяют иными безобидными представительными органами. И сегодня с такими органами подписано почти 25% коллективных договоров.

Наибольшая их часть в государственных учреждениях, организациях строительства, торговли.

Второй. При разработке проектов коллективных договоров сторонами (работодателями) игнорируются требования областного и отраслевых соглашений, в результате низка преемственность из-за отсутствия ответственности.

Третий. Порой сказывается низкий уровень профессионализма и в профсоюзных организациях. Профсоюзы, особенно на уровне первичек, не всегда готовы вести переговоры с работодателями по важнейшим вопросам коллективных договоров, включая оплату труда, из-за нехватки знаний, отсутствия необходимой производственно-экономической информации, опыта анализа и прогнозирования финансово-экономической ситуации. Федерацией, областными организациями ведется обучение, оказывается методическая и практическая помощь по этим вопросам, однако этого мало, нужны более действенные меры.

Эффективность системы социального партнерства во многом страдает еще из-за того, что сторона работодателя представлена в основном исполнительным органом - управленцем, а не собственником. Собственник перед работниками практически ни за что не отвечает. Очевидно, здесь нужна корректировка федерального законодательства. И Федерация уже направила свои предложения в ФНПР.об ответственности собственника предприятия.

Оценивая взаимодействие профсоюзов с органами власти и работодателями, мы в первую очередь обращаем внимание на проблемы, связанные с оплатой труда. За последние три года сделано немало!

Совместные усилия всех сторон социального партнерства не прошли даром. Так, средняя заработная плата по области за последние пять лет выросла в 2,2 раза и составила 19113 рублей.

Мы оцениваем этот рост как позитивный, но недостаточный из-за низкого абсолютного уровня зарплаты, в том числе по сравнению с показателями в целом по Российской Федерации, и сохраняющейся значительной дифференциации зарплаты. К тому же средние цифры , в т.ч по заработной плате, далеко не объективно отражают реальный уровень доходов большей части трудящихся.

Профсоюзная сторона, используя большой практический материал, видела и поднимала проблемы, возникающие при введении новых систем оплаты труда в бюджетной сфере.

 К таким можно отнести значительно опережающий рост зарплат административно-управленческого персонала, направление большей части стимулирующих средств именно этой категории, низкий процент стимулирующих выплат в структуре оплаты труда основных категорий работников и др. В результате в нормативных документах появлялись соответствующие коррективы и положения по этим позициям поправлены.

Системное и целенаправленное взаимодействие профсоюзов, власти и работодателей привело к существенному сокращению задолженности по заработной плате. За последние пять лет она уменьшилась с 189 млн рублей до 9 млн рублей.

Еще одно направление действий профсоюзов, связанное с доходами населения, касается тарифно-ценовой политики.

Положительный опыт работы в этом направлении имеется на уровне Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как правило, перед принятием постановления Правительства РФ по установлению предельных уровней цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий его проект рассматривается на заседании РТК, и затем замечания учитываются при доработке документов.

Имея в виду, что большинство тарифных решений принимается сегодня в субъектах РФ, не менее значимое внимание сторон соцпартнерства к установлению тарифов должно быть уделено и на региональном уровне.

И такой общественный контроль за их обоснованностью и целевым характером использования полученных дополнительных платежей был бы уместен.

Федерация омских профсоюзов вместе с объединением работодателей вышли на трехстороннюю комиссию с предложением создать для этого общественный консультационный совет. В целом это было поддержано и правительственной стороной комиссии.

Однако в процессе рабочей проработки предложения появилось его категорическое невосприятие со стороны руководства РЭК. Такое отношение к общественному контролю в этом злободневном вопросе настораживает и наводит на определенные мысли, что в свою очередь усиливает желание довести вопрос до конца.

Кризис заставил профсоюзы серьезно заниматься аналитической работой. С третьего квартала 2008 года Федерация ведет собственный еженедельный мониторинг ситуации на рынке труда, который, как показала практика, позволил проследить в оперативном порядке положение на конкретных предприятиях. Результаты нашего мониторинга мы направляем социальным партнерам и при необходимости контрольно-надзорным органам в качестве альтернативного источника объективных данных о ситуации в социально-трудовой сфере и для принятия адекватных мер реагирования. Такие действия способствовали снятию напряженности как на отдельных проблемных предприятиях, так и на рынке труда в целом.

Текущая ситуация характеризуется снижением как общей безработицы, так и численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости. Так, на 1 января 2010 года их было 21 тыс. человек, на 1 января 2012 года - 13,5 тыс. человек, т.е. в 1,5 раза меньше.

Имеют тенденцию к сокращению и квоты на привлечение иностранной рабочей силы. На чем профсоюзы постоянно настаивали.

Приезжающие к нам гастарбайторы - это в большинстве своем неквалифицированные работники, готовые работать за нищенскую зарплату, без элементарных социальных прав. Однако такая миграция деформирует ситуацию на рынке труда и снижает уровень оплаты труда во многих отраслях. Это является недопустимым: налицо - социальный демпинг, и он негативно влияет на положение трудящихся нашей страны.

В борьбе с этим злом тоже нужна наша совместная работа в части совершенствования механизма привлечения иностранной рабочей силы и решения вопросов их человеческого социального обеспечения.

Большую опасность для стабильной занятости представляет внедрение практики «заемного» труда, предполагающего отсутствие у фактического работодателя каких-либо обязанностей перед работниками.

В настоящее время в Государственной думе разворачивается настоящая война вокруг уже принятого в первом чтении законопроекта профсоюзных депутатов.

Заемный труд - это опасность для работников и беда для России. И с этой бедой мы будем бороться всеми законными способами. Законопроект о его запрете должен быть безусловно принят - и чем быстрее, тем лучше.

Повышению эффективности социального партнерства в не малой степени способствует объективная оценка его состояния.

В нашей области уже несколько лет введена правительством и действует рейтинговая оценка системы на муниципальном уровне. Она дала возможность увидеть и оценить степень развития социального партнерства, сопоставить результаты деятельности муниципальных районов, обеспечить координаторов сторон социального партнерства информацией для принятия управленческих решений по повышению эффективности, усилить мотивацию и ответственность за результаты работы.

Федерация омских профсоюзов принимает участие в рейтинговой оценке и является соисполнителем программы.

Однако эта программа наряду с положительными моментами имела и отрицательные, по крайней мере, с нашей точки зрения. Так, введение в целом нужного, даже одного из важнейших, показателя «доля организаций, заключивших коллективные договоры, в общем числе организаций» подтолкнуло руководителей, движимых желанием хорошо выглядеть в рейтинге (я еще раз подчеркиваю - не желанием развивать систему социального партнерства), пойти по легкому пути - заключать коллективные договоры с наспех сфабрикованными ими «иными представителями» работников. У нас есть для таких заключений основания.

 Мы анализировали ситуацию на заседании исполкома ТОО «ФОП», обсуждали на семинаре с председателями координационных советов с приглашением руководства Министерства труда и социального развития.

В ходе совместных проверок выявлены значительные нарушения норм трудового законодательства в процедуре заключения таких коллективных договоров, а главное их низкий уровень. Т.е. создана бутафория социального партнерства и коллективный обман втянутых в нее трудящихся. Если мы по-серьезному настроены развивать социальное партнерство то подобные «новации» не должны устраивать ни одну из его сторон.

К сожалению, пока еще слабо реализуются меры по стимулированию бизнеса к переходу на цивилизованное регулирование трудовых отношений.

Практически не выполняются обязательства областного соглашения «учитывать предпринимаемые хозяйствующими субъектами меры по использованию социального партнерства в регулировании социально-трудовых отношений при привлечении их к участию в программах частно-государственного партнерства». И здесь можно приводить массу примеров для подтверждения , т.е. игнорирование этого стало системой.

Особо не празднуется социальное партнерство как весомый критерий и при подведении итогов трудового соперничества или смотров-конкурсов на лучшее предприятие. Хотя положительная практика есть, например у аграриев, где по условиям областного трудового соперничества, проводимого среди районов и организаций агропромышленного комплекса, победителем не признается организация, где нет коллективного договора, заключенного с профсоюзом.

К сожалению, пока только две областные профорганизации, работников здравоохранения и АПК, проводят целевые областные смотры-конкурсы на лучшее регулирование социально-трудовых отношений. Подобную практику следует распространить шире.

Подытоживая сказанное, хочу укрупненно отметить: сегодня, на наш взгляд, эффективную работу системы социального партнерства сдерживают следующие факторы:

- незавершенность многоуровневой структуры сторон социального партнерства (это отсутствие или слабое представительство органов работодателей и профсоюзов, наделенных необходимыми полномочиями для ведения переговоров и заключения соглашений и колдоговоров, особенно на муниципальном уровне и локальном);

- формальное отношение многих работодателей к заключаемым в организациях коллективным договорам, к формированию системы регулирования оплаты труда;

- антипрофсоюзное настроение еще большой доли предпринимателей, их скептическое отношение к праву работников коллективно заявлять и отстаивать свои права и интересы, их противодействие созданию профсоюзных организаций на предприятиях малого или среднего бизнеса;

- низкий уровень профессионализма в отдельных профсоюзных организациях (профсоюзы не всегда готовы вести переговоры с работодателями по важнейшим вопросам, включая оплату труда, в связи с нехваткой знаний, отсутствием необходимой производственно-экономической информации).

В прошлом году на совещании по вопросам положения рабочих Президент РФ дал поручение Правительству РФ представить предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы, касающееся:

- формирования широкого спектра объединений работодателей с одновременным ужесточением требований к таким объединениям;

- уточнения требований к содержанию соглашений и коллективных договоров;

- совершенствования процедуры проведения переговорного процесса по заключению соглашений и коллективных договоров, а также разработки комплекса мер, направленных на повышение эффективности работы по распространению отраслевых соглашений федерального уровня на максимально большее число организаций каждого сектора экономики, совершенствования процедур разрешения коллективных трудовых споров.

Повышению эффективности социального партнерства не способствует снижение правовой защищенности наших неосвобожденных профсоюзных активистов. В том числе известное вам принятое решение Конституционного суда РФ по упрощению увольнения активистов, что привело к тому, что работодателю стало их легче запугивать.

Эти действия нас подвигают к тому, чтобы менять профсоюзную структуру и использовать опыт работы профсоюзов в развитых капиталистических странах, когда полномочиями для ведения переговоров и заключения колдоговоров наделяются представители от профсоюза.

Понятно, что это дело новое, непривычное и не простое, но приступать к этому надо. Такая позиция была озвучена недавно в докладе Шмакова М.В. на заседании Генсовета ФНПР.

И последнее по месту в докладе, но не по важности:

всё, что мы сегодня примем по активизации этого важнейшего направления работы, нам никогда не удастся осуществить без отладки внутренней профсоюзной структуры в соответствии с требованием времени и организационного укрепления каждого звена, повышения эффективности их работы.

Только сильными нужны профсоюзы нашим трудящимся, и только с сильными профсоюзами будут строить отношения социальные партнеры.

Спасибо за внимание.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх