644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз
Главная Доклады и выступления Доклад Валерия Якубовича на Совете ТОО "ФОП" 18 февраля 2011 года

Доклад Валерия Якубовича на Совете ТОО "ФОП" 18 февраля 2011 года

22.02.2011 10:26

(Публикуется с незначительными сокращениями)

Особый настрой работе VII съезда ФНПР задал его статус - внеочередной. Ни в коей мере не являясь искусственной интригой, это был адекватный ответ профсоюзов на социально-экономическую ситуацию, сложившуюся в стране в условиях кризиса и в посткризисный период.

Хорошо известны появившиеся в последнее время намерения и конкретные действия с целью продлить вызванные кризисом ограничения интересов работников в социально-трудовых вопросах и даже закрепить их ради "экономического прогресса" в трудовом законодательстве. А также ущемления прав работников на социальное страхование.

Ключевым вопросом на съезде был вопрос о заработной плате. Несмотря на ее рост за период между съездами в 2,3 раза по стране (в нашей области в 1,9), ее уровень в 2010 году составил по РФ  21 тыс. рублей, по области 16 тысяч, т. е. оставался низким и не обеспечивал работникам и их семьям достойную жизнь. И упреки в адрес работников в низкой производительности труда (отсюда и зарплаты) не обоснованны, поскольку условия для более высокой производительности обязан создавать работодатель.

Нельзя подменять рост зарплаты, связанный с повышением производительности труда, ее ростом, основанным на "потогонной системе": на интенсификации труда или увеличении продолжительности рабочего времени, к чему призывают олигархи.

В этом вопросе позиция профсоюзов была достаточно открыто поддержана премьером Путиным, он заявил: "Нельзя подменять модернизацию усилением эксплуатации работников, решать проблемы развития и конкуренто-способности за счет замораживания зарплат, отказа от социальных гарантий или введения упрощенной системы увольнений..."

"Сегодня перед российскими профсоюзами, - отметил в докладе М. Шмаков, - стоит главный вызов - восстановление социальной справедливости в нашей стране, мы должны активнее влиять на перераспределение общественного богатства в интересах работников. Именно сверхдоходы владельцев предприятий - потенциальный источник роста ФОТ, источник пополнения бюджетных доходов, источник модернизации экономики. Членам профсоюзов нужны достойные, хорошо оплачиваемые безопасные рабочие места в инновационной экономике. Но мы никогда не согласимся с тем, чтобы эта экономика строилась за счет сдерживания или сокращения и без того небольших доходов работников".

Бесспорно и то, что в решении этого вопроса нужна более активная позиция государства, в первую очередь в установлении государственных минимальных (точнее рациональных) размеров заработной платы, или государственных стандартов оплаты труда.

При этом нельзя не заметить прогресс, достигнутый в отчетном периоде в росте МРОТ с 1100 рублей до 4330 рублей, т. е. в четыре раза. К тому же субъектам Федерации было дано право вводить региональные минимальные уровни оплаты. Сегодня 35 регионов уже имеют свой минимальный стандарт оплаты труда больший, чем федеральный.

К сожалению, работе над соответствующим соглашением в нашей области, как и в большей части регионов, помешал начавшийся финансово-экономический кризис. Сейчас эта работа должна быть возобновлена.

По-прежнему особого внимания требуют вопросы оплаты труда в бюджетных отраслях, где органы власти и самоуправления выступают (пока ?) и в качестве работодателя.

Очень выверенно и четко позиция съезда отражена в резолюции: "Введение новых систем оплаты труда в бюджетной сфере не привело к значительному росту заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений, а ее индексация отстает от темпов роста потребительских цен. Недостаточные объемы финансирования из бюджетов всех уровней, минимизация государственных гарантий в сфере оплаты труда, отсутствие стандартов по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений обусловили многочисленные факты нарушения прав работников на достойную оплату их труда.

 Между тем внутренние резервы государственных и муниципальных учреждений для повышения заработной платы работников практически исчерпаны. Дальнейший ее рост возможен при увеличении бюджетных ассигнований на цели оплаты труда или при увеличении объема платных услуг населению, что недопустимо, так как ляжет дополнительным бременем на граждан страны".

Уровень зарплаты бюджетников по-прежнему значительно отстает от работников обрабатывающих производств, т. е. известный указ № 1 президента России остается не выполненным.

Нашими экстренными задачами, отмечено съездом, продолжают оставаться:

- установление МРОТ, обеспечивающего потребности работников и их семей;

- установление тарифной части МЗП не ниже МРОТ, установленного федеральным законом;

- увеличение доли постоянной части в зарплате до 60%;

- установление Правительством Российской Федерации базовых ставок (окладов) в бюджетной сфере по профессионально-квалификационным группам;

- установление региональных минимумов на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе.

Решение этих и других задач в социально-трудовой сфере профсоюзы намерены осуществлять через систему социального партнерства - через механизм согласования позиций, интересов всех его сторон: работников, государства и работодателей. "Это наш принципиальный выбор - заявил председатель ФНПР - Но профсоюзы понимают соцпартнерство не как процесс бесконечных и безрезультативных для работников переговоров. Если результата нет, значит нужно переходить к более сильно действующим средствам борьбы".

К сожалению, в последнее время социальные партнеры для проведения своих целей стремятся обойти социальный механизм, а на деле пренебречь интересами трудящихся. Последние примеры этому - инициативы руководства РСПП по совершенствованию трудового законодательства, да и Правительства РФ по оптимизации социального страхования.

Высокая оценка паритетного механизма регулирования трудовых отношений дана на съезде в выступлении В. В. Путина: "Решение возникающих проблем через переговоры, поиск компромиссов, взаимный учет интересов и реальных возможностей - очень важно. Такое сотрудничество послужило для нас надежной опорой в период глобального экономического кризиса".

Отдавая должное такой оценке системы социального партнерства, профсоюзы считают, что роль государства в отлаживании и настройке этого механизма должна быть большей, и жизнь требует активизировать функции государства как организатора и координатора социального партнерства, как гаранта социально-трудовых прав.

В условиях отсутствия фактического равенства между работниками и работодателями, скептического отношения к соглашениям, а порой и прямого уклонения от их выполнения социальное партнерство предполагает компенсацию этого неравенства государством, которое не должно быть скромным наблюдателем при диалоге профсоюзов и бизнеса, а организатором и активным участником процесса и при необходимости объективным арбитром между бизнесом и профсоюзами.

Съезд считает стратегическим направлением дальнейшего развития социального партнерства в России реализацию принципа реального равноправия партнеров и реального распределения их ответственности за решения социально-экономических задач.

В числе важнейших приоритетов деятельности профсоюзов была и остается защита пенсионных прав работников. При активной позиции профсоюзов в отчетный период здесь произошли позитивные изменения. Периодическая индексация и меры по целенаправленному повышению пенсий позволят довести ее средний размер в этом году практически до уровня  40 процентов утраченного заработка, а минимальный размер пенсии не ниже регионального прожиточного минимума, что требовали профсоюзы в ходе Всероссийской акции весной 2007 года.

Вместе с тем достигнутый уровень пенсии в 8 тысяч рублей далек от критериев достойной жизни. Политика сдерживания роста зарплаты лишает работников возможности более активно участвовать в формировании пенсионных накоплений.

В трудовых коллективах создается социальная напряженность в связи с нерешенностью проблемы назначения профессиональных пенсий и периодическим зондированием вопроса повышения пенсионного возраста.

Предпринимаются попытки ущемления интересов работников и в вопросах социального страхования. Работники лишились прав на страхование от безработицы, на санаторно-курортное лечение и оздоровление. В уменьшенных размерах осуществляются выплаты пособий по временной нетрудо-способности и материнству. Ухудшилась доступность отдыха для детей работников реального сектора вследствие изъятия детского отдыха из видов страхового обеспечения.

В этих условиях важнейшей задачей профсоюзных организаций всех уровней, считает съезд, должна являться борьба за проведение ответственной и взвешенной социальной политики, восстановление влияния профсоюзов в системе социального страхования.

Профсоюзы должны добиваться:

- законодательного установления норм замещения пенсией утраченного заработка работника не ниже уровня, определенного конвенциями и рекомендациями МОТ, перехода к определению тарифов страховых взносов на основе актуарных расчетов;

- установления согласованного социальными партнерами уровня замещения заработка работника при наступлении страховых случаев не ниже норм, рекомендуемых МОТ;

- восстановления обязательного страхования от безработицы;

- расширения охвата диспансеризацией всех категорий наемных работников, организации общественного питания на производстве, восстановления санаторно-курортного лечения работников и членов их семей, отдыха и оздоровления детей и подростков.

Несмотря на позитивную статистику по охране труда, за последние годы, в том числе и в нашей области, продолжают нарастать негативные тенденции в состоянии здоровья работающего населения. Немалую роль в этом играют условия труда и экология. Отсюда главное требование съезда: член профсоюза должен иметь безопасное рабочее место. "Если работодатели будут по-прежнему саботировать их создание, - заявил Шмаков, - профсоюзы будут добиваться жесточайших санкций и качественного увеличения размера компенсаций за полученные травмы и увечья".

Это профсоюзное требование поддержал и глава правительства, заявив: "В целом нам надо создать эффективную систему административных и экономических стимулов - стимулов, обязывающих работодателя строго соблюдать требования безопасности, вкладывать инвестиции в охрану труда. Надо сделать так, чтобы вкладывать инвестиции было выгоднее, чем потом платить за минимизацию тяжелых последствий".

Съезд предложил членским организациям добиваться принятия мер по устранению или уменьшению вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, предупреждению несчастных случаев на производстве, опираясь при этом на общественный актив по охране труда, и безусловного выполнения работодателями обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

В отчетный период, особенно в условиях кризиса, значительно возросла правозащитная роль профсоюзов, начиная от подготовки предложений по совершенствованию трудового законодательства в интересах наемных работников и до конкретной защиты прав и интересов членов профсоюзов в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, в том числе и в судах. Во многом этому способствовало расширение взаимодействия с государственными органами надзора и контроля и система социального партнерства.

В последнее время ужесточилась борьба вокруг трудового законодательства. Оппоненты профсоюзов регулярно предпринимают попытки снижения правовой защищенности работников и профсоюзных активистов. Это и инициативы РСПП, и решения Конституционного суда. Увеличилось количество нападок на права профсоюзных организаций со стороны антисоциально настроенных работодателей и их экспертов, появились измышления о неком дисбалансе прав работодателей и работников (профсоюзов) в трудовом законодательстве в пользу последних и о необходимости внесения соответствующих корректировок. А зачастую эти нападки выражаются в прямом препятствовании деятельности профсоюзных организаций и гонении профактивистов.

Забастовочное законодательство не позволяет профсоюзам адекватно реагировать на эти проявления, и назрела необходимость его пересмотра, приведения в соответствие с мировой практикой.

 Современные условия выдвигают повышенные требования к правозащитной деятельности, с тем чтобы она была более доступной для членов профсоюзов и достаточно профессиональной, направленной на обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, трудовых прав работников и независимости профсоюзов.

В связи с этим ФНПР и членским организациям предложено добиваться:

- укрепления и совершенствования деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюзов;

- сохранения и расширения прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства и законодательства о профсоюзах;

- установления административной и уголовной ответственности за нарушение прав профсоюзов;

- создания специализированных трудовых судов по разрешению индивидуальных трудовых споров, внедрения институтов внесудебного урегулирования коллективных трудовых споров.

По этим направлениям у профсоюзов области есть определенные наработки, опыт, не потерявшая актуальности принятая в 2009 году Программа совершенствования работы по защите прав членов профсоюзов. Федерация омских профсоюзов, членские организации призваны использовать их более эффективно.

Большое внимание съезд уделил организационным вопросам, призвал профсоюзы России провести дискуссию с целью выработки программы укрепления нашего организационного единства и модернизации профсоюзного движения, четкого взаимодействия эффективности работы всех профсоюзных структур от первичек до ФНПР Для обсуждения предложены очень емкие, принципиальные вопросы: первый - формирование рациональной профсоюзной структуры, обеспечивающей эффективную защиту членов профсоюзов, и второй - придание территориальным профобъединениям статуса представительства ФНПР в субъектах РФ.

В числе приоритетных задач съезд назвал уже известные, решавшиеся нами ранее, но, к сожалению, без желаемых результатов.

Во-первых, речь идет о росте осознанного профсоюзного членства во всех сферах экономики. Хотя подвижки здесь есть и по Российской Федерации, и в нашей области, однако тенденция спада численности пока еще не преодолена.

То, что мы сегодня делаем по созданию новых организаций, мотивации профчленства, работе с молодежью, явно недостаточно. Вместе с активностью и достижениями в одних организациях есть инертность и застой в других. Многое в этой работе зависит от кадров, профсоюзных руководителей, эффективности работы и авторитета профорганизаций.

Съезд предложил сделать основным критерием оценки работы выборных органов и профсоюзных руководителей создание новых профсоюзных организаций и увеличение численности членов профсоюзов. Предлагается также сформировать Всероссийский центр по созданию профсоюзных организаций, развитию новых технологий и методов мотивации.

Второе. Задача объединения и укрупнения отраслевых профсоюзов по-прежнему остается злободневной. "В отчетный период слов было много, а реальных шагов к объединению - мало, - заявил М. Шмаков. - Пора, наконец, профсоюзным активистам - от председателя профсоюза до председателя профкома - власть употребить, чтобы добиться объединения и усиления своих структур".

И третье. В целях укрепления и дальнейшего развития профсоюзного движения съезд предложил уделить особое внимание повышению эффективности деятельности территориальных организаций отраслевых профсоюзов.

В основном программном документе съезда предусматривается для этого и "усиление роли территориальных объединений профсоюзов в координации и содействии деятельности структурных организаций отраслевых профсоюзов".

Отмечу, наше профобъединение уже более 10 лет считает это направление деятельности самым приоритетным, и не сомневаюсь, мы и в дальнейшем здесь будем последовательны.

Бесспорно, в организационных вопросах предстоит непростой период. Вынашиваются, и об этом заявлено на съезде, серьезные изменения в оргструктуре. Отраслевым профсоюзам предлагается задуматься о возможном пересмотре и своей структуры. Имеется в виду переход от формата "ЦК - обком" к формату "ЦК - представительство профсоюза в регионе", где для этого сложились условия. Такой вариант, как было заявлено, делает профсоюз более адекватным хозяйственной структуре, а также нацеливает на более активную кадровую работу.

Эти предложения были приняты съездом не столь единодушно, то есть далеко не всё здесь бесспорно, требуется глубокая проработка, есть о чем подискутировать, есть над чем всесторонне поработать.

Одним из непременных условий создания сильных профсоюзов, способных реально защитить права и интересы членов профсоюзов, съезд назвал устойчивое финансовое положение всех профсоюзных звеньев на основе строгого соблюдения финансовой дисциплины.

К сожалению, профсоюзам не удалось выполнить решение предыдущего съезда в этом вопросе. Более 70 % взносов остается у первичек, что снижает возможности профсоюзных органов в осуществлении ими уставной деятельности. Съезд призвал все профсоюзные организации строго руководствоваться принципом  перечисления профсоюзным органам не менее 50 % собранных членских взносов на основании принятых соответствующими профорганами решений.

При этом наряду с повышением исполнительской дисциплины предложено принять дополнительные меры пополнения профсоюзных бюджетов, повышать эффективность использования профсоюзной собственности, добиваться формирования эффективных профсоюзных бюджетов, предусматривающих финансовое обеспечение актуальных направлений профсоюзной деятельности.

Съезд рассматривает работу с молодежью как главный стратегический ресурс укрепления профсоюзов, как будущее профсоюзов. Было подчеркнуто: чтобы профсоюзы были современными,  у них должна быть эффективная молодежная политика. Молодые профлидеры - это наш кадровый потенциал, которому необходимо дать правильное направление и необходимые инструменты.

Заметно активизировалась работа с молодежью в последние годы и в нашей области, что, несомненно, повлияло на ее приток в профсоюзы. Но это только начало. Нам надо дальше развивать организационную систему работы с молодежью. И прежде всего создать оптимальную сеть молодежных советов, не заформализовывая этот процесс, в обкомах, крупных первичках, а где созрели условия - в координационных советах в районах области.

В этом году нам предстоит принять обновленную Концепцию молодежной политики нашего профобъединения, которая должна стать конкретной программой действий, всесторонне отвечающей требованиям VII съезда ФНПР

Одной из центральных задач работы с кадрами съезд отметил обучение и повышение квалификации профсоюзных лидеров всех уровней.

Наш учебный центр в отчетном периоде активно включился в этот процесс в рамках созданного единого образовательного пространства ФНПР оперативно реагировал на запросы членских организаций по обучению кадров и актива, постоянно заботился о повышении качества учебного процесса на основе внедрения современных образовательных технологий и программ.

Многие членские организации активно используют потенциал центра, в том числе организуя обучение профактива непосредственно на предприятиях. Однако остается еще немало организаций, которые не имеют своих отраслевых форм обучения и не используют возможности учебного центра.

Учебному центру профсоюзов области нужно и дальше совершенствовать организацию обучения кадров и актива, отдавая приоритет системным формам, в т.ч. в районах области, внедрению прогрессивных форм обучения, особенно организации обучения молодежного актива.

Съезд профсоюзов, придавая в современных условиях особую важность информационной работе, выдвинул новый подход к информационной политике, направляя ее на члена профсоюза, на реализацию его права получать регулярную, объективную профсоюзно ориентированную информацию о деятельности как его организации, так и профсоюзных органов снизу доверху.

Эта информация должна быть доступна, понятна и необходима ему для осознанного профсоюзного членства. Руководствуясь этим принципом, съезд предложил членским организациям ФНПР существенно усилить внимание к информационной работе как внутри профсоюзной системы, так и вне ее.

Несмотря на то, что в сфере информационной работы у нас немало сделано, нам еще предстоит построить эффективное информационное взаимодействие профсоюзных структур на всех уровнях. И, прежде всего, необходимо сформировать профсоюзное интернет-пространство. К этому процессу уже активно подключились восемь профорганизаций и молодежных советов. К сожалению, в нем значатся только две областные профорганизации - "Всероссийского Электропрофсоюза" и работников народного образования и науки. Но уже работают над открытием собственных веб-сайтов в Интернете областные профорганизации работников здравоохранения, госучреждений и общественного обслуживания, жизнеобеспечения. На наш взгляд, в настоящее время необходимым потенциалом располагают еще ряд членских организаций. Я умышленно их сегодня не называю, чтобы сами руководители профорганизаций осознали необходимость иметь в сегодняшних реалиях такой информационный ресурс и активно им пользовались.

В 2011-2012 годах в каждой членской организации должен появиться свой сайт, обеспечив тем самым оперативность и увеличение объема информационного обмена.

Однако помимо Интернета надо активнее использовать все другие формы и методы пропаганды и агитации, в том числе традиционные, но с применением креативных элементов. ТОО "ФОП", многие отраслевые обкомы выпускают информбюллетени, методическую и справочную литературу. Важно, чтобы они оперативно доходили до адресата, а не складировались, как это порой бывает, в обкоме или профкоме.

Свою роль в мотивации профсоюзного членства смогут сыграть, например, и агитационные листки, выпущенные по конкретному случаю защиты прав и интересов отдельного работника или целого трудового коллектива. Информационно-редакционный отдел ТОО "ФОП" опробовал выпуск информационно-пропагандистского листка "Профсоюз помог". И здесь опять-таки важно, чтобы это издание оперативно доходило до членов профсоюзов.

В заключение подчеркну: VII съезд ФНПР дал обстоятельный анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в стране, действиям профсоюзов в этот непростой, переломный период, не утаивая при этом острых нерешенных вопросов, волнующих сегодня наших трудящихся, да и население страны в целом. В принятых документах съезд предложил свое видение решения стоящих перед нами ключевых проблем, определил цели, которых профсоюзы намерены добиваться, защищая права и социально-экономические интересы трудящихся.

Взяты высокие обязательства перед членами профсоюзов, всем нам предстоит огромная работа, чтобы оправдать их доверие.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх