644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз

Постановление Совета № 16 от 29.11.2013 г.

19.12.2013 04:55

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ  ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФЕДЕРАЦИЯ ОМСКИХ ПРОФСОЮЗОВ»

С О В Е Т

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

29 ноября  2013 г. № 16

О соблюдении государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Омской области, и задачах профсоюзов по контролю за их предоставлением

Заслушав и обсудив информацию о соблюдении государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Омской области, и задачи профсоюзов по контролю за их предоставлением,  Совет ТОО «ФОП» отмечает, что в целях контроля за реализацией программы приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающих на территории Омской области,  бесплатной медицинской помощи и обязательств областного трехстороннего соглашения о социальном партнерстве на 2013-2015 годы, активно работая в составе комиссии при Главном государственном инспекторе в Омской области,  специалисты Федерации омских профсоюзов  провели проверки более чем в сорока медицинских учреждениях в городе Омске и   в районах области.

В  проверяемых  организациях изучались вопросы оплаты труда, доступности медицинской помощи, эффективность талонной и электронной  системы записи на прием к  врачам, соотношение бесплатного и платного приема  теми  или иными специалистам, порядок использования полученного по программам медицинского оборудования. Кроме того проводилось анкетирование пациентов. 

Совет отмечает положительные изменения   в медицинских учреждениях области. Это обеспеченность современным оборудованием, вследствие чего повысился уровень медицинского обслуживания и предоставления  высокотехнологичной медицинской помощи, появилась возможность применения новых  методик лечения. Внедрены технические средства записи на прием к врачам.  Значительно улучшено состояние зданий и помещений большинства лечебных учреждений. На ближайшую перспективу определена программа ремонта и строительства новых лечебных учреждений в области и городе. В плане на 2014  год намечено завершение строительства  поликлиники на 1000 посещений  на Левобережье по ул. 70 лет Октября -  проспект Комарова. Принимались реальные действия по повышению заработной платы всех уровней медицинских работников.

На начальном этапе  реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» произошло повышение заработной платы участковым терапевтам и медицинским сестрам до 10000 и 5000 рублей соответственно. Увеличилась заработная плата работникам осваивающим новое оборудование,  получаемое медучреждениями по программе «Модернизация здравоохранения». В целях выполнения  майских указов Президента РФ Правительством Омской области разработана и реализуется «дорожная карта»,  направленная на повышение эффективности системы здравоохранения в Омской области и предусматривающая соотношение средней заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала в размерах 122,6%, 57,39% и 32% соответственно к средней заработной плате по региону,  и это соотношение выполняется.

Средняя заработная плата за январь-октябрь 2013 года  в городе врачей - 33032 рубля, среднего медицинского персонала - 16455, младшего медицинского персонала - 9166 рублей, по сельским ЦРБ соответственно - 36328, 14679 и 7873 рубля.

Вместе с тем при реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов имеют место недостатки организационного  и технического характера.

В проверенных лечебных учреждениях отсутствует  доступная для пациента   информация о  стандартах оказания медицинской помощи, из которой он имел бы возможность узнать, на что при том  или ином заболевании  мог бы рассчитывать при бесплатном обслуживании. Нет отсылочной информации к специализированным сайтам для получения более подробной информации по видам заболеваний.

Штатная не укомплектованность врачами, средним и младшим персоналом, вспомогательным персоналом отмечается  по всем  медучреждениям. По состоянию на 1ноября  2013 года вакантными оставались 958 ставок среднего медицинского персонала, в том числе  по городу Омску 596, и 1063 ставки  врачей,  в т.ч. в городе Омске  - 665.

Так,  в  городской поликлинике № 4  укомплектованность врачами составляет 71.7%, средним персоналом - 77.%, младшим персоналом 44%, прочими работниками 60%. При этом за 9 месяцев 2013 года заняты все вакантные ставки,  по внутреннему совместительству работало 18 врачей и 20 специалистов среднего медперсонала.

Штатная неукомплектованность сегодня происходит зачастую  не только из-за  недостаточности подготовленных  кадров, а и   позиции руководства лечебных учреждений по заполнению вакантных должностей постоянными штатными специалистами. Так как достигнутый уровень заработной платы, ориентированный на среднеобластной показатель обеспечивается не за счет повышения  должностных окладов и ставок, а за счет совмещения, т.е. переработки и повышения интенсивности труда.

Неукомплектованность кадрами и большой процент совмещения (по отдельным специалистам  доходит до 1.8 ставок) усложняет талонную систему записи на прием к врачам, на проведение диагностических исследований,  негативно  сказывается на своевременном и качественном оказании гарантированной бесплатной помощи населению.

По итогам  мониторинга электронной регистратуры по состоянию на 25 ноября текущего года  была установлена возможность записаться на прием к кардиологу только  в четырех районах области - в Омском, Кормиловском, Исилькульском и Горьковском. В 20  ЦРБ не организован прием уролога, в Москаленской ЦРБ из 18 направлений медицинской помощи действуют только шесть из-за отсутствия врачей других специализаций. 

При отсутствии того или иного  узкого специалиста или  отсутствия талонов на прием к врачу, пациентов направляют в другое лечебное учреждение или  предлагают получить процедуру на платной основе   вне  очереди. Такое практическое  совмещение бесплатной и платной медицинской помощи  в одном и том же кабинете, в одно и то же время  и на одном и том же оборудовании, делает систему  не прозрачной, вызывает  справедливое недовольство пациентов.

Увеличение  платных услуг,  используемое  как возможность заработать  дополнительные средства  на развитие медучреждения и повышение размеров заработной платы персонала,  установление длительного временного регламента возможности получения планового диагностического обследования приводят к сокращению объемов предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи, справедливому недовольству значительной части граждан.

В ходе проверки установлены факты длительного неиспользования высокотехнологичного оборудования из-за недостатка финансовых средств  на его оперативный ремонт, прохождения поверки, сервисного обслуживания,  высокой стоимости расходных материалов.

Отсутствие твердых инвестиций приводит к дальнейшему расширению  платных услуг,  урезанию гарантированных Конституцией  РФ прав на  бесплатную медико-социальную помощь. 

В сложившихся условиях финансирования и вхождения частных лечебных учреждения на рынок оказание услуг по линии ФОМС  особую обеспокоенность вызывает готовность и способность государственных и муниципальных медучреждений конкурировать с частными клиниками и поддерживать установленный уровень  оказания  бесплатной  медицинской  помощи гражданам.

Существующая практика повышения заработной платы за счет увеличения нагрузок на персонал и  повышения интенсивности труда побуждает высококвалифицированных специалистов уходить в частные клиники.

В ходе  проверок проведено  анкетирование более 500  человек в возрасте от 18 до 70 лет, разного социального статуса и обслуживающихся  в различных поликлиниках города и области.

На первое место более 50% респондентов  ставят проблему очередей на получение медицинской помощи и наличия талонов на прием и диагностику.  24% респондентов не удовлетворены оказанием бесплатной медицинской помощи,  и  только 50% респондентов  оценивают  предоставление  платных  медицинских услуг  государственными  и муниципальными медучреждениями как хорошее. При этом  проведенное анкетирование выявило факты нарушения врачебной этики  всех категорий медперсонала  в отношениях с пациентами.

Рассмотрев обозначенную повестку дня, Совет ТОО «ФОП»

п о с т а н о в л я е т:

1. Информацию о соблюдении государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Омской области, и задачах профсоюзов по контролю за их предоставлением принять к сведению.

2. Территориальному общественному объединению «Федерация омских профсоюзов»:

- расширить общественный контроль за соблюдением  конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения во взаимодействии с Обществом защиты прав потребителей и другими общественными организациями;

- ввести в обучающие программы профсоюзного актива вопросы, связанные с обеспечением государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам;

- регулярно информировать о положении и принимаемых мерах по контролю за  соблюдением  конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в газете «Позиция».

3. Обратить внимание Омской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ на безусловное соблюдение режима труда и отдыха работников медицинских учреждений Омской области для чего:

- через систему социального партнерства и коллективно-договорного регулирования  добиваться установления  медицинским работникам размеров заработной платы за отработанную норму труда и норму времени до уровня обозначенного майскими Указами Президента РФ;

- осуществлять контроль за  соблюдением трудовых прав  и социальных гарантий работников отрасли;

- организовать работу по повышению культуры обслуживания пациентов при обращении за медицинской помощью.

4. Обратиться к  Министерству здравоохранения Омской области с предложениями:

- обеспечить безусловное соблюдение лечебными учреждениями установленных нормативов предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи, равной доступности гражданам медицинской помощи на бесплатной и платной основе;

- разработать порядок  и объем  предоставления лечебными учреждениями пациентам доходчивой  информации   по стандартам медицинской помощи оказываемой в рамках государственных стандартов бесплатной медицинской помощи, с указанием специализированных сайтов для получения более подробной информации по видам заболеваний;

- рассмотреть возможность включения в состав  общественного Совета по защите прав граждан в сфере охраны здоровья  представителей ТОО «ФОП».

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Исполком ТОО «ФОП».

Председатель В.С.Якубович 

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх