19.12.2013 04:55
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «ФЕДЕРАЦИЯ ОМСКИХ ПРОФСОЮЗОВ»
С О В Е Т
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
29 ноября 2013 г. № 16
О соблюдении государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Омской области, и задачах профсоюзов по контролю за их предоставлением
Заслушав и обсудив информацию о соблюдении государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Омской области, и задачи профсоюзов по контролю за их предоставлением, Совет ТОО «ФОП» отмечает, что в целях контроля за реализацией программы приоритетного национального проекта «Здоровье», Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающих на территории Омской области, бесплатной медицинской помощи и обязательств областного трехстороннего соглашения о социальном партнерстве на 2013-2015 годы, активно работая в составе комиссии при Главном государственном инспекторе в Омской области, специалисты Федерации омских профсоюзов провели проверки более чем в сорока медицинских учреждениях в городе Омске и в районах области.
В проверяемых организациях изучались вопросы оплаты труда, доступности медицинской помощи, эффективность талонной и электронной системы записи на прием к врачам, соотношение бесплатного и платного приема теми или иными специалистам, порядок использования полученного по программам медицинского оборудования. Кроме того проводилось анкетирование пациентов.
Совет отмечает положительные изменения в медицинских учреждениях области. Это обеспеченность современным оборудованием, вследствие чего повысился уровень медицинского обслуживания и предоставления высокотехнологичной медицинской помощи, появилась возможность применения новых методик лечения. Внедрены технические средства записи на прием к врачам. Значительно улучшено состояние зданий и помещений большинства лечебных учреждений. На ближайшую перспективу определена программа ремонта и строительства новых лечебных учреждений в области и городе. В плане на 2014 год намечено завершение строительства поликлиники на 1000 посещений на Левобережье по ул. 70 лет Октября - проспект Комарова. Принимались реальные действия по повышению заработной платы всех уровней медицинских работников.
На начальном этапе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» произошло повышение заработной платы участковым терапевтам и медицинским сестрам до 10000 и 5000 рублей соответственно. Увеличилась заработная плата работникам осваивающим новое оборудование, получаемое медучреждениями по программе «Модернизация здравоохранения». В целях выполнения майских указов Президента РФ Правительством Омской области разработана и реализуется «дорожная карта», направленная на повышение эффективности системы здравоохранения в Омской области и предусматривающая соотношение средней заработной платы врачей, среднего и младшего медицинского персонала в размерах 122,6%, 57,39% и 32% соответственно к средней заработной плате по региону, и это соотношение выполняется.
Средняя заработная плата за январь-октябрь 2013 года в городе врачей - 33032 рубля, среднего медицинского персонала - 16455, младшего медицинского персонала - 9166 рублей, по сельским ЦРБ соответственно - 36328, 14679 и 7873 рубля.
Вместе с тем при реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Омской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов имеют место недостатки организационного и технического характера.
В проверенных лечебных учреждениях отсутствует доступная для пациента информация о стандартах оказания медицинской помощи, из которой он имел бы возможность узнать, на что при том или ином заболевании мог бы рассчитывать при бесплатном обслуживании. Нет отсылочной информации к специализированным сайтам для получения более подробной информации по видам заболеваний.
Штатная не укомплектованность врачами, средним и младшим персоналом, вспомогательным персоналом отмечается по всем медучреждениям. По состоянию на 1ноября 2013 года вакантными оставались 958 ставок среднего медицинского персонала, в том числе по городу Омску 596, и 1063 ставки врачей, в т.ч. в городе Омске - 665.
Так, в городской поликлинике № 4 укомплектованность врачами составляет 71.7%, средним персоналом - 77.%, младшим персоналом 44%, прочими работниками 60%. При этом за 9 месяцев 2013 года заняты все вакантные ставки, по внутреннему совместительству работало 18 врачей и 20 специалистов среднего медперсонала.
Штатная неукомплектованность сегодня происходит зачастую не только из-за недостаточности подготовленных кадров, а и позиции руководства лечебных учреждений по заполнению вакантных должностей постоянными штатными специалистами. Так как достигнутый уровень заработной платы, ориентированный на среднеобластной показатель обеспечивается не за счет повышения должностных окладов и ставок, а за счет совмещения, т.е. переработки и повышения интенсивности труда.
Неукомплектованность кадрами и большой процент совмещения (по отдельным специалистам доходит до 1.8 ставок) усложняет талонную систему записи на прием к врачам, на проведение диагностических исследований, негативно сказывается на своевременном и качественном оказании гарантированной бесплатной помощи населению.
По итогам мониторинга электронной регистратуры по состоянию на 25 ноября текущего года была установлена возможность записаться на прием к кардиологу только в четырех районах области - в Омском, Кормиловском, Исилькульском и Горьковском. В 20 ЦРБ не организован прием уролога, в Москаленской ЦРБ из 18 направлений медицинской помощи действуют только шесть из-за отсутствия врачей других специализаций.
При отсутствии того или иного узкого специалиста или отсутствия талонов на прием к врачу, пациентов направляют в другое лечебное учреждение или предлагают получить процедуру на платной основе вне очереди. Такое практическое совмещение бесплатной и платной медицинской помощи в одном и том же кабинете, в одно и то же время и на одном и том же оборудовании, делает систему не прозрачной, вызывает справедливое недовольство пациентов.
Увеличение платных услуг, используемое как возможность заработать дополнительные средства на развитие медучреждения и повышение размеров заработной платы персонала, установление длительного временного регламента возможности получения планового диагностического обследования приводят к сокращению объемов предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи, справедливому недовольству значительной части граждан.
В ходе проверки установлены факты длительного неиспользования высокотехнологичного оборудования из-за недостатка финансовых средств на его оперативный ремонт, прохождения поверки, сервисного обслуживания, высокой стоимости расходных материалов.
Отсутствие твердых инвестиций приводит к дальнейшему расширению платных услуг, урезанию гарантированных Конституцией РФ прав на бесплатную медико-социальную помощь.
В сложившихся условиях финансирования и вхождения частных лечебных учреждения на рынок оказание услуг по линии ФОМС особую обеспокоенность вызывает готовность и способность государственных и муниципальных медучреждений конкурировать с частными клиниками и поддерживать установленный уровень оказания бесплатной медицинской помощи гражданам.
Существующая практика повышения заработной платы за счет увеличения нагрузок на персонал и повышения интенсивности труда побуждает высококвалифицированных специалистов уходить в частные клиники.
В ходе проверок проведено анкетирование более 500 человек в возрасте от 18 до 70 лет, разного социального статуса и обслуживающихся в различных поликлиниках города и области.
На первое место более 50% респондентов ставят проблему очередей на получение медицинской помощи и наличия талонов на прием и диагностику. 24% респондентов не удовлетворены оказанием бесплатной медицинской помощи, и только 50% респондентов оценивают предоставление платных медицинских услуг государственными и муниципальными медучреждениями как хорошее. При этом проведенное анкетирование выявило факты нарушения врачебной этики всех категорий медперсонала в отношениях с пациентами.
Рассмотрев обозначенную повестку дня, Совет ТОО «ФОП»
п о с т а н о в л я е т:
1. Информацию о соблюдении государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Омской области, и задачах профсоюзов по контролю за их предоставлением принять к сведению.
2. Территориальному общественному объединению «Федерация омских профсоюзов»:
- расширить общественный контроль за соблюдением конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения во взаимодействии с Обществом защиты прав потребителей и другими общественными организациями;
- ввести в обучающие программы профсоюзного актива вопросы, связанные с обеспечением государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам;
- регулярно информировать о положении и принимаемых мерах по контролю за соблюдением конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи в газете «Позиция».
3. Обратить внимание Омской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ на безусловное соблюдение режима труда и отдыха работников медицинских учреждений Омской области для чего:
- через систему социального партнерства и коллективно-договорного регулирования добиваться установления медицинским работникам размеров заработной платы за отработанную норму труда и норму времени до уровня обозначенного майскими Указами Президента РФ;
- осуществлять контроль за соблюдением трудовых прав и социальных гарантий работников отрасли;
- организовать работу по повышению культуры обслуживания пациентов при обращении за медицинской помощью.
4. Обратиться к Министерству здравоохранения Омской области с предложениями:
- обеспечить безусловное соблюдение лечебными учреждениями установленных нормативов предоставления гарантированной бесплатной медицинской помощи, равной доступности гражданам медицинской помощи на бесплатной и платной основе;
- разработать порядок и объем предоставления лечебными учреждениями пациентам доходчивой информации по стандартам медицинской помощи оказываемой в рамках государственных стандартов бесплатной медицинской помощи, с указанием специализированных сайтов для получения более подробной информации по видам заболеваний;
- рассмотреть возможность включения в состав общественного Совета по защите прав граждан в сфере охраны здоровья представителей ТОО «ФОП».
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Исполком ТОО «ФОП».
Председатель В.С.Якубович
Информационные ресурсы