15.06.2009 08:41
ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РФ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ ОМСКИХ ПРОФСОЮЗОВ
СОВЕТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
09 июня 2009года № 16
О работе областных профсоюзных организаций бюджетных учреждений по защите трудовых прав и гарантий членов профсоюзов, при введении в действие отраслевых систем оплаты труда и реализации Федерального закона № 91-ФЗ от 24.06.08г. «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда».
Заслушав и обсудив информацию председателей областных организации Профсоюза работников образования и науки РФ Шрама А.Е., Профсоюза работников здравоохранения Яковлевой Л.В., Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Клепинина В.Т., Профсоюза работников культуры Шевелевой Е.С. по вопросу: «О работе областных профсоюзных организаций бюджетных учреждений по защите трудовых прав и гарантий членов профсоюзов, при введении в действие отраслевых систем оплаты труда и реализации Федерального закона № 91-ФЗ от 24.06.08г. «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» Совет ТОО ФОП отмечает что:
Отраслевыми профсоюзами на заседаниях коллегиальных органов с привлечением специалистов министерств и ведомств, были приняты решения об участии профорганов всех уровней в реализации мероприятий по введению с 1.01.09 МРОТ в размере 4330 рублей и переход на НСОТ. Были разработаны и направлены в первичные профсоюзные организации методические рекомендации в помощь профсоюзному активу, проведены семинары с профактивом, осуществлялся контроль за прохождением данной работы в организациях.
Отраслевыми профсоюзами, в том числе с привлечением специалистов ТОО ФОП, проводилась разъяснительная работа в членских организациях по соблюдению правовых норм по порядку перехода на новый МРОТ и НСОТ. В районах области Министерством труда и социального развития Омской области совместно с ТОО ФОП и отраслевыми профсоюзами, в четвертом квартале 2008 года были проведены кустовые зональные семинары-совещания с руководителями муниципальных районов, работодателями и координационными советами по переходу на новый минимальный размер оплаты труда.
Принципиальную позицию заняли отраслевые профсоюзы при рассмотрении нормативных документов по отраслевым системам оплаты труда, направляемых отраслевыми министерствами и ведомствами в соответствии со статьей 35.1 ТК РФ, на согласование.
Постоянное внимание со стороны областного комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания позволили в подведомственных учреждениях федерального финансирования (УФСИН, УВД) в установленные сроки перейти на новую систему оплаты труда и МРОТ, при этом не допустить уменьшения размеров оплаты труда и размеров стимулирующих доплат, сохранить дифференциацию оплаты труда между профессиональными категориями работающих.
Комплексная проработка областным комитетом профсоюза работников здравоохранения вопросов перехода на НСОТ способствовала 111 учреждениям здравоохранения перейти в установленные сроки на новые системы оплаты труда, при этом в БУЗОО «ОКБ», Областная клиническая офтальмологическая больница, областной клинический онкодиспансер, МУЗ БСМП № 1, ГССМ обеспечено повышение средней заработной платы по учреждениям на 10-20%.
Вместе с тем, переход на НСОТ для многих учреждений проводился практически без выделения дополнительных средств в условиях обострения кризиса в экономике, отвлечением средств на реализацию Федерального закона № 91-ФЗ, введением по душевого финансирования в образовательных учреждениях города Омска, что привело к уменьшению ФОТ, к многочисленным нарушениям нормативно-правовых документов, регулирующих порядок их введения, трудовых прав и интересов работников.
В большинстве учреждений образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания обострилось положение с оплатой труда различных категорий работников, произошли сокращения рабочих мест.
Так с введением размера МРОТ в сумме 4330 рублей и переходом на НСОТ привело к снижению заработной платы у работников Черлакской ЦРБ с 8062 рублей до 7939 рублей, при этом у руководителя и главного бухгалтера заработная плата повысилась на 9000 рублей. В Исилькульской ЦРБ снижение средней заработной платы у врачей с 21644 до 20838 рублей, у средних медицинских работников с 8352 до 8142 рублей. Практически во всех учреждениях здравоохранения и образования окращены компенсационные выплаты за работу в ночное время и за работу в условиях отклоняющиеся от нормальных.
В областных и сельских муниципальных учреждениях культуры в ряде организаций технический персонал (киномеханики, смотрители музеев, заведующие клубами и библиотеками, технички) были переведен на 0.75, 0.5 ставки с уменьшением размеров оплаты труда. Несмотря на проводимую организационно-разъяснительную работу в образовательных учреждениях при переходе на НСОТ и МРОТ во многих коллективах создалась социальная напряженность, вызванная снижением заработной платы учителей, снижением доли оплаты труда, направляемой на стимулирующие выплаты, сокращением рабочих мест и рядом других нарушений трудовых прав работников.
Председатели райкомов, профкомов первичных профсоюзных организаций Профсоюза работников образования и науки поставили вопрос О защите трудовых прав работников и финансовой поддержке перед Министерством образования Омской области, профильным комитетом Законодательного Собрания Омской области.
С аналогичными требованиями первичные профсоюзные организации средних общеобразовательных школ № 4, 123, 160, 112, 120, гимназии № 9 и другие обратились в адрес Президента РФ, Правительства РФ и Омской области, депутатам Государственной Думы ФС РФ, Законодательного Собрания Омской области, Омского городского совета.
По вопросам перехода на НСОТ в образовательных учреждениях г. Омска председатели городских райкомов Профсоюза обратились в ТОО ФОП.
В результате совместных проверок, проведенных специалистами отраслевых профсоюзов и ТОО ФОП, в бюджетных организациях были выявлены нарушения законодательства о труде:
- новые системы оплаты труда вводились без учета мнения профсоюзного органа, МУК «ЦРБ Большеуковского муниципального района (обком работников культуры), МУЗ Черлакская Районная больница (обком здравоохранения);
- нарушены требования Трудового кодекса о предупреждении работника за 2 месяца об изменениях в оплате труда. Так, в МУК «ЦБС» Большеуковского района ( обком работников культуры) при переходе на НСОТ с 1 мая 2009 года, знакомили с положением по оплате труда 5 мая и одновременно вручали уведомления), МОУ «Кормиловская школа № 1» (обком работников образования и науки), МУЗ Черлакская районная больница;
- в части установления нормальной продолжительности рабочего времени (ст.91 ТК РФ. Продолжительность рабочего времени рабочих комплексного обслуживания, повара, завхоза в МОУ «Луговая средняя общеобразовательная школа» в частности Марахина Н.И., Цыпун Е.Н. и др.) превышает 40 часов в неделю, сверхурочные не оплачены. Аналогичная картина в учреждении образования «Солдатская школа» с.Старосолдатка Тюкалинского района.
- в нарушение п. 1.3 Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990г. в Луговском детском саду для женщин, работающих в сельской местности, в организации установлен 8 часовой рабочий день (Ранковская О.Н., Ляпустина О.Н. и др.). Аналогичная картина в детских садах № 8 и №6 Муромцевского муниципального района.
- нарушено законодательство о минимальном размере оплаты труда в отношении внешних совместителей ( например Кубарев A.M. - дворник детского сада № 8). Муромцевского муниципального района.
- в нарушение требований ст.74 ТК РФ главным врачом МУЗ Черлакской районной больницы неправомерно заключены дополнительные соглашения о внесении изменений в действующие трудовые договора работников ( уменьшилась оплата за работу в ночное время), поскольку они ухудшают положение работников по сравнению с установленным коллективным договором. Без оснований в 2008 году со всеми работниками больницы перезаключены трудовые договоры, при этом ранее заключенные трудовые договора признаны утратившими силу.
Как показали проверки после обеспечения выполнения ФЗ № 91-ФЗ значительно снизилась доля фонда оплаты труда, направляемая на стимулирующие выплаты. Так стимулирующие выплаты в учреждениях образования Болылереченского муниципального района снизились с 25,1 до 12,2%, Любинского муниципального района с 23,5 до 8%, Тевризского муниципального района с 13,8 до 8,4%.
Снижение стимулирующей части фонда оплаты труда не позволяет поощрять работников за интенсивность и высокие результаты, качество выполняемых работ, производить премиальные выплаты, что в конечном итоге снижает заработную плату, уменьшает заинтересованность работников в эффективном и качественном труде.
Информация по результатам проверок была направлена Правительству и в Законодательное Собрание Омской области, координатору Омской территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Состоялись совещания председателя и специалистов ТОО ФОП, профсоюзного актива областной профсоюзной организации работников образования и науки с участием Министра образования.
Обращения работников образования были обсуждены на заседании Комитета по образованию, науке, культуре и молодежной политике Законодательного Собрания Омской области 7 апреля 2009 года, заседании Омской территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 30 марта 2009 года.
Состоялась рабочая встреча у Губернатора, Председателя Правительства Омской области Л.К.Полежаева, с участием председателя ТОО ФОП В.С.Якубовича. Обсуждался вопрос на заседании фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Законодательном Собрании и заседании комиссии Городского Совета.
Ход реализации постановления Правительства Омской области от 15 октября 2008 года № 172-п «О поэтапном введении отраслевых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений в Омской области» рассмотрен на Совете глав муниципальных образований области. В результате принятых профсоюзами действий началось дополнительное финансирование бюджетных учреждений и реализация других мер, обеспечивающих выполнение Федерального Закона № 91-ФЗ и переход на нсот.
Совет ТОО Федерации омских профсоюзов постановляет:
1. Информацию о работе областных профсоюзных организаций бюджетных учреждений по защите трудовых прав и гарантий членов профсоюзов, при введении в действие отраслевых систем оплаты труда и реализации Федерального закона № 91-ФЗ от 24.06.08г. «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» принять к сведению.
2. Рекомендовать областным профсоюзным организациям, профсоюзным комитетам бюджетных учреждений организовать постоянную работу, направленную на:
- защиту трудовых прав и социальных гарантий работников при переходе на НСОТ, недопущение уменьшения ранее установленных размеров заработной платы, чтобы заработная плата работников (без учета стимулирующих выплат), устанавливаемая в соответствии с новыми системами оплаты труда, не была меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой на основе ETC при условии сохранения ими объема должностных обязанностей и выполнения ими работ той же квалификации;
-подготовку предложений по совершенствованию системы оплаты труда;
- обязательное рассмотрение НСОТ в коллективах и их введение через систему коллективных договоров, с учетом мнения профсоюзной организации;
- установление объективной дифференциации в оплате труда между работниками;
- сохранения компенсационных выплат за работу в ночное время, в условиях отклоняющихся от нормальных в размере, ранее достигнутом в учреждении, а не снижения ее до величины минимального размера, установленного ст. с. 149, 154 ТК РФ, в том числе недопущение ликвидации или уменьшения размеров компенсационных выплат без установления реальных условий труда по результатам аттестации рабочих мест;
- приведение в соответствии с ТК РФ легитимности полномочий профорганизаций и локальных нормативных актов учреждений
- усиления контроля за соблюдением в организациях бюджетной сферы реальных норм интенсивности труда при выполнении закона № 91-ФЗ.
3. ТОО ФОП, отраслевым профсоюзам в рамках социального партнерства продолжить работу с Министерством труда и социального развития Омской области, с профильными Министерствами и ведомствами, работодателями по обеспечению трудовых прав и социальных гарантий работников при введении НСОТ и добиваться: - на основе взаимодействия с профильными Министерствами и ведомствами при разработке методических рекомендаций, локальных нормативно-правовых актов в части оплаты и стимулирования труда, установления набора и размеров стимулирующих выплат, учитывающих качественные, количественные показатели работы и оценку их эффективности;
- обеспечения мониторинга соблюдения основных параметров введения отраслевых систем оплаты труда, для отслеживания дифференциации в размерах окладов по одноименным группам должностей между муниципальными образованиями, установления минимального набора и размера стимулирующих выплат, должностных окладов руководителей бюджетных учреждений, а также компенсационных и стимулирующих выплат;
- разработки и принятия на региональном и федеральном уровнях базовых ставок и должностных окладов по основным профессиональным квалификационным группам;
- недопущения сокращения установленного ФОТ при сохранении того же объема предоставляемых государственных услуг;
- установления в организациях бюджетной сферы научно обоснованных норм интенсивности труда при выполнении закона № 91-ФЗ;
- не включения в заработную плату, устанавливаемую в размере МРОТ, компенсационных выплат;
- индексации заработной платы в соответствии со ст. 134 ТКРФ.
4. Войти в Генеральный Совет ФНПР с предложением инициировать на Федеральном уровне, ^через Российскую трехстороннюю комиссию, установления базовых должностных окладов и базовых ставок по профессиональным квалификационным группам, квалифицируемых в качестве минимальных уровней заработной платы работников бюджетных учреждений.
Считать целесообразным рассмотрение хода введения НСОТ в бюджетных учреждениях РФ на заседании Генерального Совета ФНПР в 111 - IV квартале 2009 года.
5. Разместить настоящее постановление на сайте ТОО ФОП, в газете «Позиция» и других средствах массовой информации.
6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя председателя ТОО ФОП В.Т.Хмельницкого.
Председатель В.С.Якубович
Информационные ресурсы