22.12.2023 11:11
Совет ФОП отмечает, что Омской областной организацией Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации, (далее областная организация профсоюза) проводится определенная работа по обеспечению защиты трудовых прав и интересов трудящихся совместно с Министерством здравоохранения Омской области, работодателями на основании норм трудового законодательства, отраслевых соглашений, коллективных договоров и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В целях подготовки материалов для рассмотрения вопроса специалистами Омской областной организации Профсоюза работников здравоохранения РФ совместно со специалистами Федерации омских профсоюзов было выборочно проверено 18 учреждений здравоохранения г. Омска и Омской области.
Во всех 18 учреждениях заключены коллективные договоры, которые прошли уведомительную регистрацию в сроки и порядке, установленными требованиями Трудового Кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ).
Основными дополнительными льготами и гарантиями для работников, включенными в коллективные договоры проверенных бюджетных учреждений, являются обязательства, улучшающие действующее трудовое законодательство:
- предоставление работникам увеличенного количества дней дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день;
- предоставление отпуска без сохранения заработной платы по причинам смерти близких родственников или рождению ребенка;
- выплата материальной помощи при наличии экономии фонда оплаты труда;
- выплата премий к юбилейным датам и праздникам.
Внесение изменений (дополнений) в коллективные договоры учреждений, в «Положения об оплате труда», обусловлено в первую очередь внесением изменений в нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения в Омской области.
Итоги выполнения отраслевых соглашений, коллективных договоров рассматриваются ежегодно на заседаниях президиумов областной организации профсоюза.
В итоге проведенных совместных проверок областной организацией профсоюза и правовыми инспекторами ФОП были выявлены нарушения трудового законодательства.
В проверенных трудовых договорах отсутствуют обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ:
- не установлена компенсационная выплата за работу в ночное время;
- не указаны условия труда на рабочем месте в соответствии с проведенной СОУТ;
- не указан конкретный режим работы;
- если установлен суммированный учет рабочего времени, отсутствует учетный период.
Должностные инструкции работников содержат ссылки на профессиональные стандарты по соответствующим должностям, утвержденным приказами Министерства труда и социальной защиты РФ.
Дополнительные соглашения к трудовым договорам не выдаются работникам на руки, отсутствуют подписи работников о получении дополнительного соглашения к трудовому договору (статья 72 ТК РФ).
В отдельных случаях графики отпусков составлены работодателем без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (статья 372 ТК РФ).
В ПВТР не указаны сведения о возможности ведения трудовой книжки в электронном виде, отсутствует информация о прохождении диспансеризации и предоставлении, в связи с этим, гарантий. Работники не ознакомлены с Коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка, с приказами о работе в выходные и праздничные дни. Форма расчетного листка в нарушение требований ст. 136 Трудового кодекса РФ не утверждена приказом, отсутствует учет мнения первичной профсоюзной организации (статья 372 ТК РФ).
Согласно статье 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных, могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ. При этом в личных делах работников хранятся копии паспорта, свидетельство о постановке на налоговый учет, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.
По результатам контроля главным врачам учреждений выданы представления, разъяснен порядок устранения выявленных нарушений, даны бесплатные юридические консультации по интересующим работников вопросам.
Успешный опыт введения в практику правозащитной работы проведения совместных проверок, влияющих на регулирование общественно-правовых и социальных отношений, способствует повышению статуса профсоюзной организации, так как оперативное планирование совместных действий и взаимных консультаций позволяет устранять выявленные нарушения трудового законодательства в короткие сроки в рамках социального партнерства в сфере труда.
Первичные профсоюзные организации, состоящие на учете в областной организации профсоюза, работают в соответствии с утвержденными планами работ. На заседаниях профкомов, обсуждаются вопросы работы как запланированные, так и вопросы текущей деятельности (организация оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, обсуждение условий коллективных договоров и др.).
С целью повышения знаний профсоюзного актива областной организацией профсоюза, первичными профсоюзными организациями проводилось обучение профсоюзных кадров и актива. В течение 2022-2023 учебного года по всем программам обучено 762 чел.
Во всех учреждениях здравоохранения с работниками заключены письменные трудовые договоры. Приказы о приеме на работу и увольнении работников оформлены надлежащим образом, объявляются работникам под роспись. Нет нарушений трудового законодательства при увольнении работников, привлечении к дисциплинарной ответственности.
Однако в работе областной организации профсоюза, первичных профсоюзных организаций по обеспечению защиты трудовых прав и интересов трудящихся имеются недостатки.
Во всех учреждениях здравоохранения, находящихся на территории города Омска, выявлены нарушения п. 2.17 Территориального соглашения о регулировании социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на территории города Омска. Указанным пунктом для организаций, независимо от форм собственности и осуществляющих свою деятельность на территории города Омска, установлен размер доплаты за работу в ночное время не ниже 35 процентов часовой тарифной ставки (оклада). Игнорируя обязательства Территориального соглашения и требования закона Омской области от 31.10.2017 N 2004-ОЗ "О реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации на территории Омской области", в учреждениях здравоохранения отдельным категориям работников продолжают начислять доплаты за работу в ночное время в минимальном размере – 20 процентов, установленных Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время".
В отдельных учреждениях выявлены случаи включения в минимальный размер оплаты труда компенсационных выплат в нарушение требований Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2023 N 40-П.
При проведении проверки выявлены случаи неначисления внутренним или внешним совместителям стимулирующих выплат, например таких как «надбавка за качество работ», «премия», что является нарушением трудового законодательства. Данная позиция корреспондирует судебной практике, в частности Определению Седьмого Кассационного суда общей юрисдикции (Определение №88-4828/2022 от 31.03.2022г.). Суд не поддержал ограничение права работников-совместителей на стимулирующие выплаты. Кассация подчеркнула, что закон не позволяет ограничивать право таких сотрудников на поощрительные выплаты. Работодатель поставил совместителей в неравное положение с основными работниками.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работникам, получающим оклад (должностной оклад), работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
В нарушении данных требований ст. 153 ТК РФ в отдельных учреждениях (например, в БУЗОО «Одесская центральная районная больница») работа в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени оплачивается работникам в размере одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада).
В нарушение требований ст. 152 Трудового Кодекса Российской Федерации конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу не определены ни коллективным договором, ни локальным нормативным актом (Положение об оплате труда), ни трудовыми договорами работников. Только в двух учреждениях здравоохранения размеры оплаты за сверхурочную работу определены в Положениях об оплате труда.
Совет ФОП постановляет:
1. Информацию «О практике работы Омской областной организации профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации по обеспечению защиты трудовых прав и интересов трудящихся» принять к сведению.
2. Предложить областной организации профсоюза:
- принять меры по устранению выявленных в ходе проверок нарушений трудового законодательства;
- систематически проводить проверки (не реже 1 раза в неделю) выполнения работодателями норм трудового законодательства. По результатам проверок предъявлять к работодателям требования об устранении нарушений и контролировать их исполнение;
- ставить вопросы об ответственности руководящих работников, допускающих нарушения условий трудовых договоров;
- рассматривать итоги проверок на заседаниях областной организации профсоюза;
- о принятых мерах проинформировать Федерацию омских профсоюзов до 01 июня 2024 года.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заведующего отделом правовой и технической инспекции труда ФОП Кокшеневу Т.А., заведующего отделом экономического анализа и трудовых отношений ФОП Желтоногову Т.В.
Председатель С.В. Моисеенко
Информационные ресурсы