24.08.2021 10:44
в помощь профсоюзному активу
Извлечение
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. N 38-П
установил:
1. Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 данного Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 данного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
1.1. Конституционность положений статей 129, 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации оспаривают граждане В.С. Григорьева, О.Л. Дейдей, Н.А. Капурина и И.Я. Кураш - работники муниципальных образовательных учреждений, расположенных в населенных пунктах, которые находятся в местностях с особыми климатическими условиями.
постановил:
1. Признать взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
3. Федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда, в том числе на основе выраженных в настоящем Постановлении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Разъяснение:
Принятие Постановления Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. N 38-П стало отправной точкой в решении 10-летней проблемы о включении компенсационных выплат в состав минимального размера оплаты труда (далее МРОТ). Определением Конституционного Суда РФ № 252-О-Р от 27.02.2018 г. даны разъяснения, что в вышеуказанном Постановлении речь идет только о невключении в состав минимального размера оплаты труда выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников.
С 1 января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля. Региональным соглашением «О минимальной заработной плате в Омской области» от 23 декабря 2020 г. N 70-РС с 1 января 2021 года на территории Омской области установлена минимальная заработная плата (без учета районного коэффициента для Омской области):
1) для работников некоммерческих организаций, организаций, финансируемых из областного и местных бюджетов Омской области, а также работников, участвующих в общественных работах, организованных в соответствии с абзацем восьмым подпункта 8 пункта 1 статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», - 12 792 руб.;
2) для работников других работодателей - 13 377 руб.
Сравнивая заработную плату сотрудника с МРОТ необходимо сложить все начисленные суммы работнику, за исключением компенсационных и социальных выплат.
Правильное начисление: работник отработал в мае 2021 года 152 часа. Норма рабочего времени также составляет 152 часа. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. В расчетном листке работника начисления составили:
- месячная тарифная ставка (оклад) – 6 800 рублей;
- стимулирующая выплата (премия) – 6 000 рублей;
- районный коэффициент (15%) – 1 920 рублей;
- начислено (итого) – 14 720 рублей.
В данном примере 6 800 + 6 000=12 800 рублей (>12 792).
Ошибочное начисление: в расчетном листке работника
- месячная тарифная ставка (оклад) – 6 800 рублей;
- стимулирующая выплата (премия) – 5 000 рублей;
- районный коэффициент (15%) – 1 770 рублей;
- начислено (итого) – 13 570 рублей.
В данном примере 6 800 + 5 000=11 800 рублей (
Следовательно, работодателю необходимо либо увеличить тарифную часть заработной платы (гарантированную), либо увеличить стимулирующую выплату работнику, чтобы довести минимальную заработную плату до МРОТ.
Аналогичные расчеты производятся во внебюджетных отраслях экономики из расчета установленной минимальной заработной платы в Омской области 13 377 рублей.
Если работнику установлен суммированный учет рабочего времени, то возможна ситуация, когда месячная заработная плата работника может быть ниже МРОТ. Если в один месяц работник не выработал свою норму часов, а в другом месяце наоборот переработал норму часов при суммированном учете рабочего времени с учетным периодом 3 месяца или более, зарплата рассчитывается исходя из фактически отработанных в месяце часов. Следовательно, в каком-то месяце месячная заработная плата работника может быть ниже МРОТ. Но по окончании учетного периода с ним должен быть произведен расчет за весь период с учетом фактически отработанного за весь учетный период времени и выплаченной суммы заработной платы.
Премии нужно прибавлять к гарантированному заработку только в тех месяцах, в которых начислены поощрительные выплаты. В тех месяцах, когда премия не начислялась, зарплата должна быть не ниже МРОТ, разъясняет Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Не имеет значения, что с учетом квартальных или годовых премий средняя ежемесячная заработная плата работника равна МРОТ или превышает его.
При работе в режиме неполного рабочего времени при повременной (повременно-премиальной) системе оплаты труда заработная плата начисляется работнику пропорционально отработанному времени, но не ниже МРОТ в пересчете на норму рабочего времени.
Совместители трудятся неполное рабочее время - не более 4 часов в день, а за месяц (другой учетный период) - не более половины нормы рабочего времени. Поэтому их заработная плата за месяц может быть ниже МРОТ. Однако, определенные гарантии распространяются и на них. Так, если у вас есть внутренний совместитель, то нужно будет отдельно сравнивать с МРОТ зарплату, получаемую таким сотрудником по основному месту работы, и его заработок, как совместителя. При этом заработная плата, получаемая за работу по совместительству, должна быть не ниже МРОТ в пересчете на полное рабочее время.
Скажем, если совместитель отрабатывает половину месячной нормы (работает по 4 часа 5 дней в неделю), то его начисленная заработная плата за месяц (без учета районного коэффициента) до удержания НДФЛ не может быть меньше 6 396 рублей (12 792 рубля / 2).
Извлечение
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2019 г. N 17-П
установил:
1.1. Заявителю по настоящему делу гражданину С.Ф. Жарову, работающему сторожем в АО "Витимэнерго", был установлен должностной оклад в размере 4268 рублей, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате за работу в приравненных к районам Крайнего Севера местностях, а также иные надбавки и доплаты, предусмотренные локальными нормативными актами работодателя. Оплата сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни производилась в повышенном размере исходя из установленного оклада. Поскольку должностной оклад заявителю был установлен в размере ниже размера минимальной заработной платы в Иркутской области, расчет оплаты труда осуществлялся исходя из того, что размер заработной платы с учетом оклада и всех выплат, включая оплату сверхурочной работы, работы в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, должен составлять не менее минимального размера оплаты труда (начисление районного коэффициента и процентной надбавки производилось на всю сумму заработной платы). Полагая, что действия работодателя по начислению заработной платы нарушают его права на получение справедливой заработной платы, заявитель обратился в суд.
постановил:
1. Признать взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Разъяснение:
Если заработная плата не превышает МРОТ, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, в нее не включаются. Для определения выплат компенсационного характера, являющихся составной частью заработной платы, целесообразно обратиться к Перечню видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822). Согласно указанному Перечню к ним относятся:
1) выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
2) выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
3) выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
4) надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
В данном Постановлении не упоминается компенсационная выплата за работу с вредными/опасными условиями труда. Правомерность включения такой надбавки для сравнения зарплаты с МРОТ не была предметом рассмотрения Конституционного суда. Однако в одном из своих постановлений он указал, что вознаграждение за труд не ниже МРОТ гарантируется каждому, а значит, определение величины вознаграждения "должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления". Учитывая это доплаты за работу во вредных (опасных) условиях не нужно включать в состав зарплаты для сравнения с МРОТ.
Кроме того, отметим, что в п. 3.14 Территориального соглашения о регулировании социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на территории города Омска на 2019 - 2021 годы, заключенного в г. Омске 23.01.2019г., работодатели обязуются начислять минимальную заработную плату работникам без включения повышенной оплаты за работу во вредных и (или) опасных условиях труда.
Пример: работник отработал в апреле 2021 года 205 часов при норме - 175 рабочих часов, 30 часов - это часы, отработанные сверхурочно (205-175=30). Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. (ст. 152 ТК РФ). Стоимость одного рабочего часа равна 40 рублей.
В расчетном листке работника начисления составили:
- месячная тарифная ставка – 40*205= 8 200 рублей;
- сверхурочная работа – 2*40*0,5+28*40=1 160 рублей;
- стимулирующая выплата (премия) – 4 600 рублей;
- районный коэффициент –( 8 200+1 160+4 600)*0,15= 2 094 рубля;
- начислено (итого) – 16 054 рубля.
Ошибочное сравнение: 8 200+4 600=12 800 рублей (>12 792).
В данном примере необходимо обратить внимание на то, что по строке «сверхурочная работа» оплата начислена только частично 2*40*0.5 + 28*40*1=1160 рублей. Одинарный размер оплаты сверхурочных часов включен по строчке «тарифная ставка (оклад)», поэтому для проведения сравнения начисленной заработной платы с размером МРОТ нужно брать начисления только за норму рабочих часов: 8 200 – 30*40+4 600=11 600 рублей (<12792).
Ранее в отношении работы в выходные или праздничные дни Министерство труда и социального развития Российской Федерации разъясняло, что если такая работа выполняется в пределах рабочего времени, то оплату за нее учитывают при сравнении зарплаты с МРОТ. Однако у Конституционного суда РФ другой подход: доплату за работу в выходные и праздники в любом случае не нужно брать в расчет.
Извлечение
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2019 г. N 40-П
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, а также частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина Г.П. Лукичова. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.
установил:
1. Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, раскрывающей содержание основных понятий, используемых при регулировании оплаты труда, заработной платой (оплатой труда работника) признаются вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть первая); тарифной ставкой - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть третья); окладом (должностным окладом) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая); базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть пятая).
Часть первая статьи 133 данного Кодекса предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, а часть третья той же статьи закрепляет правило, в соответствии с которым месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 133.1 названного Кодекса в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть первая) для работников, работающих на его территории, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета (часть вторая); размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в нем (часть третья) и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть четвертая); месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого региональное соглашение о минимальной заработной плате действует в соответствии с частями третьей и четвертой статьи 48 данного Кодекса или на которого указанное соглашение распространено в порядке, установленном частями шестой - восьмой статьи 133.1 данного Кодекса, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что таким работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности) (часть одиннадцатая).
1.1. Заявитель по настоящему делу гражданин Г.П. Лукичов работает в областном государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении "Жадовский сельскохозяйственный техникум" с 22 сентября 2016 года. В период с 25 сентября по 31 октября 2017 года он совмещал обязанности машиниста (кочегара), зольщика (истопника) и слесаря-сантехника, а с 25 сентября 2018 года на время отопительного сезона 2018 - 2019 годов совмещал обязанности машиниста (кочегара) и зольщика (истопника).
Заявитель обратился в суд с иском о взыскании, в частности, недополученной заработной платы, в обоснование которого указал, что работодатель при исчислении его заработной платы начисляет различного рода выплаты, в том числе за сверхурочную работу, работу в выходные и нерабочие праздничные дни, за работу в ночное время, за работу, выполняемую в порядке совмещения профессий (должностей), на оклад, составляющий менее минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, хотя все эти выплаты должны начисляться после того, как его оклад будет увеличен до минимального размера оплаты труда.
постановил:
1. Признать взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации), дополнительной оплаты (доплаты) работы, выполняемой в порядке совмещения профессий (должностей).
2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 и частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Разъяснение:
Заработная плата не ниже МРОТ должна быть выплачена при выполнении нормы труда и нормы рабочего времени за месяц. Работа при увеличении объема работ, расширении зон обслуживания, исполнении обязанностей временно отсутствующего работника выходит за рамки норм труда. Таким образом, оплата такой работы должна производится сверх после доведения размера месячной заработной платы до МРОТ.
Если работодатель платит зарплату ниже МРОТ более двух месяцев, ему грозят санкции согласно ст.145.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации:
- штраф в размере от 100 000 до 500 000 рублей;
- штраф в размере заработной платы осужденного за период до 3 лет;
- принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
- лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать должности или вести определенную деятельность или без этого.
Информационные ресурсы