17.11.2020 16:57
Свою XXI отчетно-выборную конференцию провела областная профорганизация работников автотранспорта и дорожного хозяйства. Проходила конференция по понятным причинам в постепенно становящемся привычным формате - при посредстве электронной связи. Делегаты форума, все 49 человек, общались дистанционно, однако при этом протекало онлайновое «собрание», ведомое председателем областной профорганизации Александр Илюхин, чётко и без погрешностей. И дело тут, наверное, не только в высокой степени развития высоких технологий, но и в свойственных представителям отрасли организованности и дисциплине. А забегая вперёд, скажем, что председателем обкома профсоюза на очередной срок вновь единогласно избран Илюхин - с чем мы его и поздравляем.
Без этих качеств в пору не прекращающихся в отрасли оптимизаций и перетрясок им вообще пришлось бы непросто. Конечно, у того, что за пять минувших лет ушли в небытие семь профсоюзных первичек из сорока трёх, могут быть какие угодно причины, но всё же главная из них на поверхности - реорганизация автотранспортных предприятий путем слияния и, соответственно, сокращение рабочих мест. А по поводу дорожного хозяйства Александр Илюхин высказался крайне озабоченно: «Встаёт вопрос: что будет с дорожной отраслью дальше? Своё мнение профсоюз выразил - от добра добра не ищут». И продолжил: «Хочу повторить, что все реформы на транспорте, в дорожной отрасли отрицательно сказываются на нашей профсоюзной деятельности». В общем, претерпев некоторое снижение численности, сейчас на профсоюзном учете в областной организации состоят 36 первичных профорганизаций, объединяющие 6150 человек, из которых членов профсоюза - 3214 (плюс 106 неработающих пенсионеров).
В своём выступлении Александр Илюхин обратил внимание делегатов конференции на то, что одним из основных направлений деятельности обкома профсоюза в отчетный период было выстраивание системы социального партнерства, деловых отношений с органами власти и работодателями. В рамках этого процесса были подписаны отраслевые соглашения по дорожному хозяйству и городскому пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, в которых сделан акцент на ежегодной индексации заработной платы и социальных гарантиях. Кроме того, профсоюзная сторона выступила с инициативой о заключении соглашения по региональным пассажирским перевозкам между областной профорганизацией, отраслевым министерством и АО «Омскоблавтотранс». И эта работа уже идёт, что позволяет надеяться на позитивный итог.
Заметим, однако, что ещё большее место во взаимодействии с социальными партнерами занимает переписка с ними областной профорганизации - с разнообразными просьбами, призывами и рекомендациями. Этих обращений за пять лет накопилось столько, что избранные из них составили книжечку под полсотни страниц. Адресаты - от руководителей предприятий до президента РФ. А темы понятные: неизбывные и многочисленные проблемы отрасли…
Традиционно большое внимание в прошедшем пятилетии уделялось социальной и экономической защите членов профсоюза. В первую очередь, повышению заработной платы работников автотранспортной и дорожной отраслей. Актуальность этого аспекта работы неизменна для профсоюза во все времена и при любых условиях. И действенность предпринимаемых усилий налицо: так, практически во всех дорожных предприятиях тарифная ставка проиндексирована до 6029 рублей, а среднемесячная зарплата увеличилась с 24942 рублей до 29002. Есть рост и у транспортников: в муниципальном предприятии пассажирского транспорта ПП-8 - с 19520 рублей до 26784, в АО «Омскоблавтотранс» - с 19240 рублей до 25058. При этом большинство предприятий не допускало задержек выплаты заработной платы.
Залог успехов в профсоюзной деятельности - грамотный, продуманный коллективный договор. «В настоящее время коллективные договоры заключены на 34 из 36 наших предприятий, - сказал Александр Илюхин. - Сама процедура подготовки и подписания коллективного договора, контроля над выполнением его условий - это реальное участие профсоюзного актива и членов профсоюза в управлении предприятием, их влияние на улучшение условий труда, увеличение заработной платы, предоставление дополнительных льгот и гарантий».
Другая важная сторона профсоюзной работы - правозащитная. Как сказал в отчетном докладе Александр Илюхин, действия в этом направлении предпринимались по нескольким векторам: собственно защита нарушенных прав работников в судебных инстанциях; реагирование на письма и жалобы членов профсоюза, разъяснение их прав и обязанностей (кстати, за отчетный период только на личном приеме у профсоюзного лидера побывали 1263 человека); создание и организация работы комиссий по общественному контролю над соблюдением законодательства о труде и охране труда; наконец, проведение проверок нарушений трудового законодательства на предприятиях (за пять лет количество проверок составило 54). Конечно, вся эта многогранная деятельность (и это председатель обкома профсоюза подчеркнул особо) не была бы возможна без тесного сотрудничества с соответствующими подразделениями ФОП - отделами правовой и технической инспекции труда, экономического анализа и трудовых отношений и другими. Впрочем, «несмотря на проводимую работу, уровень правозащитной деятельности остается недостаточным, есть над чем работать», - самокритично заключил Александр Илюхин. Что ж, неиспользуемые ресурсы можно найти в любом деле, главное - видеть их и представлять способы задействования.
Вопросы охраны труда и создания достойных условий работы ставятся на предприятиях отрасли особенно жестко. Поэтому и тематические проверки здесь - явление достаточно частое. За истекшие пять лет было проведено 635 проверок касательно выполнения мероприятий по охране труда и здоровья работников. В ходе них выявлено 703 нарушения, выдано 309 представлений об их устранении. За пятилетие затраты работодателей на охрану труда составили 124 миллиона рублей.
К сожалению, эта деятельность ограничена периметром самих предприятий отрасли. По признанию Александра Илюхина, «в связи с недостаточностью средств практически не ведется работа по оздоровлению членов профсоюза». И это - отдельная беда профсоюза. Дело в том, что загадка финансового оскудения весьма проста: наряду с уменьшением численности членов профсоюза это неполное и несвоевременное перечисление хозяйствующими субъектами профсоюзных взносов. На 1 июля нынешнего года общая задолженность предприятий перед областной профорганизацией составляла почти два с половиной миллиона рублей - и ещё без малого два миллиона перед первичками.
Хорошо уже то, что денег хватает на оздоровление детей: на эти цели за отчетный период было направлено более 980 тысяч рублей. Добавим сюда около 300 тысяч, которые израсходованы на детские билеты на новогоднюю ёлку, организуемую ФОП - примерно тысяча ребятишек ежегодно веселится на этом любимом профсоюзном действе.
…А закончить этот материал хотелось бы небольшим воспоминанием. Пять лет назад, на XX отчетно-выборной конференции областной профорганизации, большую часть времени делегаты посвятили обсуждению вопроса изношенности парка муниципального транспорта. А теперь посмотрите: ситуация-то - и не в последнюю очередь благодаря усилиям профсоюзной стороны - меняется! Выходят на городские маршруты всё новые автобусы, есть надежда, что этот процесс затронет и внутриобластные перевозки. «Сила профсоюзов - в единстве», - напомнил в конце своего выступления Александр Илюхин. И мы видим, как это единство действительно превращается в реальную силу, способную развязывать застарелые узлы нерешаемых проблем.
Информационные ресурсы