644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Союз

Постановление № 15 от 26 сентября 2019 г.

5.10.2019 13:41

В целях согласования интересов работников, работодателей и органов муниципальной власти в вопросах регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в районах заключаются трехсторонние соглашения, ход выполнения которых рассматривается ежегодно. Однако в большинстве территориальных соглашений принятые обязательства сторон социального партнерства не соответствуют обязательствам областного соглашения.

Только в 6 муниципальных районах ведется совместная работа по заключению поселенческих соглашений.

В муниципальных районах действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, планы работы которых формируются сторонами социального партнерства с учетом конкретной социально-экономической ситуации в районе. Проекты нормативно-правовых актов органов местного самоуправления в сфере труда в большинстве районов в нарушение требований ст. 35.1. Трудового кодекса не рассматриваются на заседаниях трехсторонних комиссий.

Совместными усилиями, с участием муниципальных органов власти, Координационных советов и органов по труду образованы и зарегистрированы районные объединения работодателей, но в настоящее время их состав малочислен. В отдельных районах объединения работодателей состоят из руководителей бюджетных организаций и организаций агропромышленного комплекса, не объединяя представителей иных отраслей, в том числе предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Совместные проверки, проводимые Координационными советами со специалистами по труду, контрольно-надзорными органами по соблюдению трудового законодательства в организациях сведены к минимуму. Взаимодействие профсоюзов с органами по труду в решении социально-трудовых вопросов в районах требует дальнейшего совершенствования. В первую очередь это касается качества заключаемых соглашений, коллективных договоров и контроля за исполнением достигнутых договоренностей.

Представители Координационных советов и специалисты по труду работают в составе постоянно действующих комиссий по координации деятельности органов исполнительной власти в сфере труда, межведомственных комиссий по охране труда, координационных советов содействия занятости населения, комиссиях по оздоровлению и летней занятости детей и подростков, на которых решаются важные социально- значимые вопросы работников.

С участием сторон соглашения проводится учеба кадров и профактива по вопросам трудового законодательства, оплаты и охраны труда, практикуется обмен опытом работы. Наиболее активно занимались обучением Координационные советы организаций профсоюзов в Любинском (Ражева В.В.), Нововоршавском (Коноваленко Н.И.), Одесском (Кабанец В.В.) муниципальных районах Омской области. Материалы по социально-трудовым вопросам публикуются на страницах районных газет.

По отчету КДК-3 только за 2018 год количество первичных профсоюзных организаций в области снизилось на 41. Численность членов профсоюза упала на 4,2 % или на 6,8 тыс. человек. Количество коллективных договоров с профсоюзами снизилось на 26. При этом количество коллективных договоров с иными представителями растет ежегодно. Например, в Большереченском муниципальном районе доля коллективных договоров, заключенных с профсоюзами в общем их числе составляет лишь 57,7 %, в Тюкалинском муниципальном районе – 58,4 %.

Недостаточно проводится экспертиза проектов коллективных договоров на предмет соответствия трудовому законодательству и вышестоящим соглашениям, в результате допускается принятие положений, ухудшающих права работников по сравнению с законодательством и не подлежащих исполнению.

Несоответствие положений коллективных договоров обязательствам областного, территориальных и отраслевых соглашений о социальном партнерстве не способствует полному и качественному выполнению договоренностей, достигнутых на вышестоящем уровне.

Координационные советы профсоюзов недостаточно работают по восстановлению и созданию новых первичных профсоюзных организаций, объединению профсоюзных организаций в составе Координационного совета. Одной из причин этого является недостаточное содействие и органов по труду.

Профсоюзами и работодателями нерегулярно рассматриваются итоги выполнения коллективных договоров в организациях, недостаточно проверяется выполнение отдельных их положений по вопросам оплаты, охраны труда, социальным гарантиям работникам, в то время, как проверки вышестоящими органами показывают многочисленные нарушения работодателями трудового законодательства.

Совет ФОП постановляет:

1. Информацию «О системе социального партнерства в муниципальных районах Омской области, роли Координационных Советов в ее развитии» принять к сведению (приложение 1).                                                            

2.  Координационным советам профсоюзов муниципальных районов Омской области во взаимодействии с муниципальными органами власти, объединениями работодателей и управлениями по труду устранить отмеченные недостатки и проинформировать ФОП о проделанной работе до 31 октября 2019 года.     

3.  Рекомендовать Координационным советам муниципальных районов:

- совершенствовать содержание соглашений, заключаемых на территориальном уровне, обеспечить соответствие обязательствам регионального соглашения, добиваться включения в них конкретных обязательств;

- проводить мониторинг коллективных договоров на предмет соответствия обязательствам областного Соглашения о социальном партнерстве, отраслевых и районных трехсторонних соглашений;

- продолжить работу по восстановлению ранее действовавших и созданию новых первичных профсоюзных организаций;

- активизировать работу по заключению соглашений о социальном партнерстве на уровне сельских поселений;

- инициировать на уровне муниципальных образований разработку процедуры согласования нормативно-правовых актов в сфере труда в соответствии с требованиями ст. 35-1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- стремиться к расширению представительства профсоюзов в общественных советах и комиссиях при органах власти муниципального уровня, участия в заседаниях коллегиальных органов муниципалитетов в качестве приглашенных.

4. Рекомендовать председателям областных отраслевых организаций профсоюзов активизировать взаимодействие с Координационными советами профсоюзов.

5. Рекомендовать Министерству труда и социального развития Омской области:

- провести обучающий семинар специалистов Управлений по труду муниципальных районов по вопросам социального партнерства;

- содействовать увеличению количества коллективных договоров, заключенных с профсоюзными организациями;

-   при проведении уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений проверять легитимность подписавших его сторон.

6. Организационному отделу с целью расширения информативности совместно с отделами ФОП актуализировать форму рейтинговой оценки деятельности Координационных Советов, установить периодичность предоставления формы один раз в полугодие. Провести по итогам 2019 года мониторинг деятельности Координационных советов ФОП для принятия кадровых решений.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя ФОП О.В. Обухова.

Председатель С.В. Моисеенко

 

Приложение 1 к постановлению Совета ФОП от 26 сентября 2019 года № 15

О системе социального партнерства в муниципальных районах Омской области, роли Координационных Советов в ее развитии.

X съезд ФНПР отметил, что всё более значимой в вопросах организационного укрепления профсоюзных организаций, участия в социальном партнерстве становится деятельность Координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях.  В Омской области созданы все условия для тесного сотрудничества и взаимного диалога на всех уровнях социального партнерства, начиная с локального и заканчивая областным. Важное место в этой системе занимает социальное партнерство в муниципальных образованиях. В отличии от многих субъектов Российской Федерации в нашем регионе во всех 32 сельских районах созданы Координационные советы профсоюзов. Для подготовки информации о системе социального партнерства и в том числе о роли Координационных Советов специалисты Федерации омских профсоюзов посетили 11 муниципальных образований Омской области.

Оценив различные аспекты деятельности Координационных советов установлено, что в целом их работа сосредоточена на реализации основных направлений деятельности профсоюзов: развитие социального партнерства на территориальном уровне, оказание практической помощи первичным профсоюзным организациям в заключении коллективных договоров, контроле за своевременной выплатой и ростом заработной платы, в совершенствовании системы охраны труда.   

Одним из ведущих направлений является представительство интересов членов профсоюзов в муниципальных органах власти в рамках социального партнерства. Главным инструментом в этой работе является заключение территориальных Соглашений по регулированию социально-трудовых отношений с органами местного самоуправления и объединениями работодателей. Несмотря на то, что почти во всех районах действуют трехсторонние соглашения (за исключением Тевризского муниципального образования), только 12 из 31 соглашения сохраняют преемственность обязательствам вышестоящего областного. Но и при этом только в 6 из 12 соглашений отражены социально-экономические обязательства, выполнение которых актуально в данном муниципальном образовании (Таврический, Большеуковский, Седельниковский, Калачинский, Любинский и Одесский), в остальных соглашениях не созданы реальные механизмы достигнутых договоренностей, а формально переписано областное соглашение с заменой словосочетания «Омской области» на «муниципальный район». В 19 соглашениях обязательства утратили свою актуальность в связи с подписанием нового областного соглашения о социальном партнерстве в декабре 2018 года. В нарушение трудового законодательства 2/3 территориальных соглашений содержат обязательства, ухудшающие положение работников по сравнению с областным. Например, в разделе «Оплата труда» не учтены повышенные обязательства: о компенсации за задержку зарплаты работникам, о повышении уровня реального содержания заработной платы не менее чем на 5 процентов в год, об индексации заработной платы не реже одного раза в год и др. А в одном территориальном соглашении района, занимающего лидирующую позицию по рейтинговой оценке системы социального партнерства, установленной Министерством труда и социального развития Омской области (Приложение № 1), включено обязательство о заключении муниципального соглашения о минимальной заработной плате, которое вряд ли когда-нибудь состоится.

За последние 10 лет на семинарах, проводимых ФОП, на заседаниях коллегиальных органов ФОП при рассмотрении вопроса о роли Координационных Советов на территории муниципальных районов систематически ведется речь о своевременном внесении изменений в соглашения, чтобы исключить нарушения трудового законодательства. К сожалению, стороны социального партнерства на муниципальном уровне ежегодно не проводят данную работу, и как следствие соглашения содержат обязательства, ухудшающие права работников по сравнению с уже действующими гарантиями.

Отдельные муниципальные районы заключили в текущем году новое соглашение, не обращая внимание на то, что не прекращено действие ранее заключенного. При подписании 11 территориальных соглашений стороны не указали дату заключения, несмотря на то, что в разделе «Заключительные положения» срок действия прописан «со дня подписания» и такие технические нарушения прослеживаются в каждом втором соглашении. Кроме того, впервые возник вопрос о легитимности Территориального соглашения, заключенного в Омском муниципальном районе, которое подписано не Главой администрации, а заместителем по социальным вопросам, но это единичный случай.

Специалисты ФОП при посещении муниципальных районов встречались со специалистами по труду, которые осуществляют уведомительную регистрацию соглашений в соответствии со ст. 50 ТК РФ. Хотелось бы отметить, что семидневный срок регистрации не нарушен ни в одном районе, но в связи с тем, что не указаны даты подписания соглашений констатировать нарушение просто невозможно. При осуществлении регистрации коллективного договора, соглашения соответствующий орган по труду должен выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщать об этом представителям сторон, а также в соответствующую государственную инспекцию труда (ст. 50 ТК РФ). Важно отметить, что специалистами по труду под формулировкой «с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права», понимается проверка соглашений и коллективных договоров на соответствие требованиям Трудового Кодекса, но трудовое законодательство - это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения на всех уровнях, включая действия федеральных, региональных, отраслевых и территориальных соглашений. Специалисты по труду муниципальных районов открыто игнорируют необходимость сравнения обязательств коллективных договоров не только с действующими отраслевыми и территориальными соглашениями, но и с региональными.

Как показывает анализ территориальных соглашений за последние годы наиболее удобный способ для социальных партнеров не разрабатывать новое соглашение, а просто пролонгировать его, не учитывая, что за трехлетний период трудовое законодательство может поменяться неоднократно. В текущем году в 8 районах (Большереченский, Горьковский, Знаменский, Калачинский, Крутинский, Муромцевский, Нижнеомский, Усть-Ишимский) действие соглашений закачиваются 31 декабря и с учетом требований ст. 36, ст.47 ТК РФ с 1 октября стороны социального партнерства должны приступить к формированию комиссий по ведению переговоров и разработке проектов территориальных соглашений. Необходимо учесть, что состав комиссии, для ведения переговоров, как и состав территориальных комиссий должен формироваться на паритетной основе.

Непосредственное руководство и контроль за развитием социального партнерства на территории муниципальных районов Омской области ведут районные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.  Как правило, координатором комиссии выступает заместитель Главы администрации по социальным вопросам, члены комиссии от органа местного самоуправления представлены представителями администрации, секретарем комиссии избирается специалист органа по труду. Но фактически ведет работу комиссии только секретарь, хотя в его должностных обязанностях такой трудовой функции не предусмотрено. Отсюда и качество оформления протоколов, и отсутствие контроля за выполнениями решений территориальных комиссий.  Планы работ территориальных комиссий в большинстве муниципальных районов за 2018-2019 года не содержат ни одного вопроса по исполнению решений за предыдущий период (Кормиловский, Марьяновский, Омский, Черлакский и др. районы)  

В Кормиловском, Крутинском и Одесском муниципальных районах  только за 2 квартал текущего года проведено по 4 заседания территориальных комиссий. Обратная ситуация сложилась в Омском, Оконешниковском, Саргатском, Таврическом, Тарском, Тевризском муниципальных районах, где проведено по 1 заседанию комиссии. Исключительная ситуация возникла в Усть-Ишимском муниципальном районе, в котором не было проведено ни одного заседания. 

Проанализировав работу 11 территориальных комиссий за 2018 год, специалистами выявлено, что в нарушение требований ст. 35.1 ТК РФ во многих районах (Черлакский, Кормиловский, Таврический, Тарский, Тевризский, Шербакульский и др.)   Координационные советы не принимают участие в формировании и реализации государственной политики в сфере труда в рамках процедуры учета мнения  по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления в части изменения отраслевых систем оплат труда, т. е. любые нормативные правовые акты по оплате труда или внесение изменений в них должны в обязательном порядке проходить через территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, иначе правовой акт, принятый с нарушением трудового законодательства, не подлежит исполнению.    

Несмотря на нереализованную возможность использования  муниципальных соглашений как одного из рычагов для тесного взаимодействия с социальными партнерами, представители Координационных советов в муниципальных образованиях входят в состав комиссий, а также принимают активное участие в комиссиях по охране труда, по решению проблем просроченной задолженности по выплате заработной платы, по организации детского оздоровления, легализации теневой занятости и других комиссий, сформированных администрациями городов и районов Омской области, участвуют в работе советов муниципальных образований.

Председатели Координационных советов регулярно принимают участие в совещаниях и заседаниях, проводимых в администрациях районов, где основной переговорной площадкой для социального диалога остается трехсторонняя комиссия. В соответствии с протоколами заседаний на комиссиях рассматриваются вопросы по всем направлениям социального партнерства, в том числе и внесенные в планы по инициативе Координационных советов. Такое качественно новое взаимодействие профсоюзов с органами власти муниципальных образований позволяет максимально полно решать конкретные, жизненно важные для населения вопросы.

По итоговой рейтинговой оценке развития системы социального партнерства в муниципальных районах Омской области, по данным Министерства труда и социального развития Омской области, за первое полугодие 2019 года в пятерке лидеров находятся Любинский, Нововаршавский, Кормиловский, Азовский и Называевский районы. В пятерке аутсайдеров по показателям: Колосовский, Муромцевский, Омский, Тарский, Усть-Ишимский. Особое внимание стоит уделить стагнации в системе социального партнерства в Омском муниципальном районе, самом большом по численности работающего населения и самом близко расположенного территориально к областному центру.  По рейтинговой оценке, данный район на 1июля 2019 года разделяет 30-31 место наряду с Тарским муниципальным районом. Для проведения объективной оценки деятельности всех сторон социального партнерства правовые инспектора Федерации омских профсоюзов в августе посетили Администрацию Омского муниципального района с целью выявления причин текущего состояния дел.    В результате проведенных переговоров и собранной информации инспекторами были сделаны выводы о безответственном отношении членов координационного совета и бездействия органа местного самоуправления к совместной работе. Из всех форм и методов совместной работы, которые можно использовать в системе социального партнерства в районе, кроме заседаний территориальной трехсторонней комиссии, не ведется.

В 29 муниципальных районах (за исключением трех районов: Тарский, Усть-Ишимский и Тевризский) официально функционируют объединения работодателей, что также имеет положительную тенденцию по сравнению с другими субъектами РФ.  Наличие работоспособных, многочисленных, многоотраслевых членов объединения работодателей является одним из главных факторов успешной работы в системе социального партнерства. Но есть примеры в региональной системе социального партнерства и не обнадёживающие. Например, объединение работодателей Омского муниципального района состоит из 5 индивидуальных предпринимателей, которые вряд ли имеют достаточное влияние на крупных промышленников, которыми он богат, т. е. фактически объединение работодателей создано и функционирует фиктивно. А в Тевризском муниципальном районе не могут создать объединение работодателей из-за нехватки финансовых средств для проведения регистрации юридического лица.

В конце 2017 года Федерация омских профсоюзов совместно с Министерством труда и социального развития Омской области добились принятия закона 2004-ОЗ, регулирующего механизм распространения действия соглашений всех уровней, в том числе и территориальных соглашений, на всех работодателей региона и только Шербакульский, Тюкалинский, Оконешниковский, Нововаршавский и Горьковский районы (5 из 19, которые заключили соглашение в 2018-2019 годах) использовали возможность муниципалитета, опубликовав уведомление о присоединении к соглашению в территориальных СМИ. Низкая информированность большинства администраций муниципальных районов об изменениях в законодательной базе, регулирующей социальное партнерство, и апатичные действия Координационных советов профсоюзов на три года вывели возможность использовать соглашение, как инструмент для взаимодействия с работодателями, не попадающими ранее под действие соглашений о социальном партнерстве.

За прошедший учебный год на базе Образовательного частного учреждения дополнительного профессионального образования Омского областного союза организаций профсоюзов «Федерация омских профсоюзов» «Омский центр профсоюзного образования» активное участие в обучении своего профсоюзного актива по вопросам оплаты труда, социального партнерства, изменении трудового законодательства, пенсионного обеспечения приняли 9 муниципальных районов (Любинский, Одесский, Нововаршавский, Таврический, Марьяновский, Азовский, Черлакский, Тарский и Калачинский). Своими силами, а также с участием отраслевых обкомов профсоюзов и ФОП в сельских районах обучено около 2000 человек.

Наиболее активно занимались обучением Координационные советы организаций профсоюзов в Любинском (Ражева В.В.), Нововоршавском (Коноваленко Н.И.), Одесском (Кабанец В.В.) муниципальных районах Омской области.

Федерация омских профсоюзов ежегодно проводит семинар для председателей Координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях Омской области. В апреле 2019 года был проведен двухдневный семинар с приглашением социальных партнеров по актуальным проблемам:

- изменения в Трудовом законодательстве за период 2018-2019 гг., их влияние на правовое регулирование трудовых отношений и защиту прав работников;

- о сотрудничестве и взаимодействии Государственной инспекции труда в Омской области с профсоюзами по защите трудовых прав работников (в рамках Соглашения);

 - новое в пенсионном законодательстве РФ и другим.

Вопрос о роли Координационных советов в системе социального партнерства рассматривается на Совете далеко не в первый раз, и всегда обсуждаем действия Координационных советов в муниципальных образованиях по заключению сельских соглашений. Благодаря активной, инициативной работе председателя Любинского координационного совета профсоюзов Ражевой В.В. получила развитие новая форма социального партнерства на уровне сельских поселений. Федерацией омских профсоюзов распространялись методические материалы, подготовленные Председателем Координационного Совета Любинского муниципального района, на всех семинарах и совещаниях. Только в 6 районах применили такую практику заключения соглашений на уровне сельских поселений (Большереченский, Москаленский, Называевский, Нововаршавский, Тарский и Шербакульский муниципальные районы).

Большое внимание в деятельности Координационных советов должно уделяться вопросам мотивации профсоюзного членства, росту численности членов профсоюзов, воссозданию и созданию новых первичных организаций.

Современная экономическая ситуация спровоцировала проведение реорганизации и ликвидации учреждений, оптимизации численности работающих, поэтому главный упор Координационные советы профсоюзов ставят на сохранение имеющихся первичных профсоюзных организаций. По данным колдоговорной кампании на 1 января 2019 года численность членов профсоюза по Омской области составляла 155560 человек, треть из которой живут и работают именно в сельских районах региона (54877 членов профсоюза).

Только в четырех районах (Большеуковский, Горьковский, Павлоградский и Называевский муниципальные районы) силами Координационных советов созданы по одной «первичке». По отчету КДК-3 только за 2018 год их количество по области снизилось на 41. Численность членов профсоюза упала на 4,2% или на 6,8 тыс. человек. Количество коллективных договоров с профсоюзами снизилось на 26. При этом количество коллективных договоров с иными представителями растет ежегодно. Например в Большереченском муниципальном районе доля коллективных договоров, заключенных с профсоюзами в общем их числе составляет лишь 57,7%, в Тюкалинском муниципальном районе – 58,4%. 5 муниципальных районов показали, что все 100 процентов коллективных договоров заключены только в организациях, где есть профсоюзы и ни одного коллективного договора в этих муниципальных районах не заключено с иными представителями. Необходимо, чтобы Координационные советы данных районов поделились опытом своей работы по достижению таких показателей.

При проведении уведомительной регистрации коллективных договоров с иными представителями ранее требовалось предоставление выписок из решений собраний трудовых коллективов об избрании иного представительного органа, теперь при регистрации этого не требуется. Поэтому узнать законность избрания такого органа не представляется возможным. Количество таких коллективных договоров растет в муниципальных районах год от года. Координационные советы должны брать на контроль такие организации и активно проводить работу по созданию в них профсоюзов, на должном уровне взаимодействовать со специалистами соответствующих органов по труду для предотвращения уведомительной регистрации нелегитимных коллективных договоров, для предоставления полной и актуальной информации в сведениях о коллективно-договорном регулировании социально-трудовых отношений в муниципальном образовании. Проще говоря, сведения должны быть аналогичными у всех источников информации. Например, по сведениям Координационного совета Омского муниципального района на 1 июля текущего года в организациях, где имеются профсоюзы заключено 89 коллективных договоров, по данным Управления по труду Омского района 110.  

При подготовке данной информации 8 председателей Координационных советов профсоюзов проигнорировали запрос о предоставлении информации о проведенной работе в рамках социального партнерства (Горьковский, Омский, Русско-Полянский, Полтавский, Саргатский, Седельниковский, Тевризский и Усть-Ишимский).

В связи с оптимизацией сети учреждений Министерства труда и социального развития Омской области такое важное направление работы, как «социальное партнерство» сведено до работы одного специалиста в муниципальных районах и ограничивается только двумя функциями: «регистрация соглашений и коллективных договоров» и «оформление протоколов заседаний территориальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».  Совместные проверки Координационных советов со специалистами по труду, контрольно-надзорными органами в организациях по соблюдению трудового законодательства сведены к минимуму. Только в 7 муниципальных районах (Азовский, Кормиловский, Нововаршавский, Одесский, Оконешниковский, Павлоградский, Таврический) продолжаются совместные мероприятия по контролю за соблюдением работодателями трудового законодательства.

В большей степени предоставленная информация показывает недоработки в деятельности Координационных советов, которые во многом зависят и от личностных качеств председателей, и от активности членов Координационного совета.  Вместе с тем в их работе существует и ряд объективных проблем, среди которых основными отмечаются: низкая активность первичных профсоюзных организаций, трудности финансового обеспечения деятельности профсоюза, проблемы подбора и подготовки кадров, игнорирование органами местного самоуправления Координационных советов профсоюзов, как равноправных партнеров.

Подписаться на рассылку

 

 

Наверх