644024, г. Омск, пр. К. Маркса, д.4

+7 (3812) 314-787 / 314-107

Мы в социальных сетях:

Союз

Постановление № 45 от 26.12.2017 г.

27.12.2017 13:39

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

 

ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОЮЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ «ФЕДЕРАЦИЯ ОМСКИХ ПРОФСОЮЗОВ» (ФОП)

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА

 

26 декабря 2017 года № 45

г. Омск

О ходе выполнения постановления Совета ООООП «ФОП» от 12 декабря 2014 года № 22 «О работе ООООП «ФОП», отраслевых областных организаций профсоюзов образования, культуры, здравоохранения, госучреждений по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы работников бюджетных отраслей в 2017 году

На протяжении 5 лет совершенствование оплаты труда работников бюджетных сфер, основанное на выполнении  Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597  "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы работников бюджетных отраслей и контроль за его реализацией, остается одним из важных направлений работы Омского областного союза организаций профсоюзов «Федерация омских профсоюзов» (далее – ФОП) и областных организаций профсоюзов образования, здравоохранения, культуры и госучреждений.

Ежеквартально ФОП направляет информацию об уровне заработной платы работников бюджетных отраслей в рабочую группу при ГФИ по Омской области.

ФОП в ходе проведения Всероссийской акции профсоюзов на внеочередном заседании областной трёхсторонней комиссии 06 октября 2017 года вновь определила одним из важнейших направлений работы всех сторон социального партнёрства контроль за выполнением Указов Президента РФ. Правительство РФ за последние два года дважды предприняло шаги, позволившие искусственно выполнить свои обязательства, допустив занижение целевых показателей по заработной плате и изменив в методике понятие средней заработной платы на среднедушевой доход.

Неоднократно ФОП и отраслевые областные организации профсоюзов бюджетных отраслей озвучивали крайне негативную тенденцию, связанную с повышением уровня средней заработной платы за счет выполнения работниками дополнительных трудовых функций. Специалисты ФОП в рамках общественного контроля за реализацией майских указов Президента провели проверки более 40 бюджетных учреждений, в том числе совместно с отраслевыми профсоюзами. По результатам проверочных мероприятий выявлено, что достигнутый за прошедший период текущего года уровень заработной платы работников обеспечивается только благодаря высокой нагрузке в 1,5 ставки и выше.

Проведенный мониторинг по оплате труда работников образовательных организаций Омской области по итогам 9 месяцев 2017 года свидетельствует, что целевые показатели достигнуты лишь у педагогов общего образования:

- уровень средней заработной платы педагогических работников общего образования выше целевого индикативного значения на 0,9 % (100,9 %).

По остальным категориям работников образования, охваченных Указом, за аналогичный период целевые показатели не достигнуты: 

- уровень средней заработной платы педагогических работников дошкольного образования ниже целевого индикативного значения  на 3,5 %  (96,5 %).

- уровень средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования ниже целевого индикативного значения на 17,3 % (77,7 %);

- уровень средней заработной платы педагогических работников среднего профессионального образования ниже целевого индикативного значения на 1,8 % (93,2 %).

В рамках работы областной трехсторонней комиссии ФОП и отраслевые обкомы систематически анализируют проекты правовых актов, регулирующих оплату труда работников бюджетных сфер экономики.

Омская областная организация Профсоюза работников народного образования принимает активное участие в экспертизе проектов     нормативно-правовых актов Министерства образования Омской области и Департамента образования Администрации города Омска по оплате труда и социальной защите работников отрасли. Реализация Указа неизменно сопровождается корректировкой отраслевых систем оплаты труда, и она не всегда эффективна.  В отрасли «образование» специалистами отраслевого профсоюза выявлено, что по одинаковым профессиям и должностям, относящимся к одинаковым ПКГ и одинаковым квалификационным уровням установлены разные размеры окладов, что нарушает п.п. б п.31 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год. Например, методисту в дошкольном общеобразовательном учреждении установлен оклад в размере 7 590 рублей, а в общеобразовательном учреждении – 7 958 рублей, в организациях дополнительного образования тому же методисту установлен оклад – 6 435 рублей и т.д. Аналогичная ситуация складывается и по другим профессиям и должностям, тем самым обнуляя отраслевой принцип формирования систем оплаты труда.

Вопросы оплаты труда работников образовательных организаций, реализации Указов Президента РФ рассматриваются на заседаниях отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, ведению коллективных переговоров по подготовке, заключению и внесению изменений в Соглашение между Министерством образования Омской области и Омской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2016 – 2018  годы и контролю его выполнения, комиссии Омской областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ  по контролю за исполнением Соглашения между департаментом образования Администрации города Омска и Омской областной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2015 – 2017 гг.

Повышение средней заработной платы педагогических работников (учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования) по-прежнему достигается не столько за счет оценки качества труда, сколько за счет его количества. В образовательных организациях Омской области индексация заработной платы не производилась несколько лет (с 2014 года). Всё это происходит на фоне существенного повышения уровня потребительских цен на товары и услуги.

В связи с этим Омская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ определив круг основных проблем, связанных с оплатой труда работников отрасли приняла решение в 2017 году о проведении Всемирного дня действий «За Достойный труд!» в несколько этапов:

1) На первом этапе, в августе, направлены письма в Законодательное Собрание Омской области и Министерство образования Омской области об индексации заработной платы работников, не вошедших в "Майские указы Президента". Именно эта категория граждан осталась менее защищенной.

В ответе на обращение, Министерство образования Омской области сообщило, что при подготовке проекта областного бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов Министерством включена потребность в средствах областного бюджета на индексацию заработной платы работников отрасли образования, на которых не распространяются Указы Президента РФ в части повышения заработной платы отдельных категорий работников, в размере индекса потребительских цен.

2) Вторым этапом стало участие в митинге, организованном Федерацией омских профсоюзов, что позволило повторно заявить о необходимости индексации заработной платы для работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее – Программа), принятой в целях реализации Указов Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Одним из основных требований остаётся безусловное выполнение указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора, не допуская искусственного занижения целевых показателей по заработной плате и изменений методик подсчёта средней заработной платы, поэтому на митинге были обозначены проблемы с выполнением "Майских указов" в дошкольном и дополнительном образовании, финансированием расходов на медицинских работников в детских садах, поддержкой молодых специалистов.

Кроме этого, размеры должностных окладов (ставок заработной платы) прочего (обслуживающего) персонала гораздо ниже установленного МРОТ, в связи, с чем приходится осуществлять доплату до установленного МРОТ из стимулирующего фонда оплаты труда образовательных организаций. Поскольку необходимые для этого дополнительные средства не всегда выделяются образовательным организациям своевременно и в полном объёме, это сказывается на оплате труда основного персонала (педагогические работники), а именно на снижении стимулирующей части фонда оплаты труда образовательной организации.

Таким образом, давно назрела необходимость решения вопроса по увеличению размеров базовых окладов педагогических и прочих работников образовательных организаций в соответствии с Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год, утвержденными Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений 23 декабря 2016 года, протокол № 11.

Повышение заработной платы отдельных категорий работников учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Омской области, осуществляется в соответствии с отраслевым планом мероприятий («дорожными картами»). С 1 октября 2017 года вновь пересмотрены в сторону уменьшения целевые показатели для социальных работников и составили 80 % (ранее установлено было 89,5 %), для врачей – 180 % (200 %), среднего медицинского персонала – 90 % (100 %). Связано это с тем, что выполнение плановых значений возможно только при условии дополнительного бюджетного финансирования.

Снижается количество работников, по которым Указами Президента предусматривается повышение заработной платы (вывод в другие должности, «оптимизация штатного расписания»). Так, на 1 января 2016 года численность работников, которым предусматривалось повышение заработной платы в рамках Указа Президента РФ составляла 6 138 человек, на 1 января 2017 года их стало – 5 493 (по учреждениям Министерства труда и социального развития Омской области).

Ход реализации майских Указов Президента, постановления Совета Федерации омских профсоюзов от 12.12.2014 года пр. № 22 находятся на постоянном контроле областной организации Профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания. 21 декабря 2017 года проведено заседание президиума областной организации Профсоюза по вопросу «О реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики в отдельных учреждениях Министерства труда и социального развития Омской области».

По проектам нормативных документов, присланных Министерством труда и социального развития Омской области, на согласование подавались конкретные предложения и замечания профсоюзов (по совершенствованию критериев оценки эффективности и результативности труда работников, определению конкретных показателей, повышению окладов, ставок заработной платы).

Несмотря на восстановленные льготы по оплате коммунальных услуг для работников учреждений культуры, ситуация с уровнем средней заработной платы этой категории работников остается напряженной. За январь-ноябрь 2017 года средняя начисленная заработная плата работников учреждений культуры, по данным мониторинга Министерства, составила 20 399,1 рубля (78,9 % к планируемому уровню среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Омской области, план на 2017 год – 90 % или 23 265 рублей).

В целях достижения данного показателя в 2017 году:

- увеличен фонд оплаты труда работников государственных учреждений культуры на 221,4 млн. рублей (с учетом изменений в Закон Омской области от 28 декабря 2016 года № 1939-ОЗ «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»);

- увеличена на 199 млн. рублей дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальным районам Омской области в целях повышения заработной платы работникам бюджетных организаций.

Фонд оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений культуры по оценке Министерства в 2017 году составит 2 627 млн. рублей.

Уровень средней заработной платы за октябрь 2017 года по отдельным категориям медицинского персонала учреждений, находящихся в ведении Министерства, Министерства образования Омской области, Министерства труда и социального развития Омской области и Министерства культуры Омской области при прогнозном значении показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности в 2017 году по данным Министерства экономики Омской области размере 25 850 рублей составил:

врачи – 47 228 рублей (или 182,7 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Омской области);

средний медицинский персонал – 23 600 рублей (или 91,3 % среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Омской области);

младший медицинский персонал – 20 860 рублей (или 80,7% среднемесячного дохода от трудовой деятельности в Омской области).

По инициативе ФОП вопрос о выполнении майских указов в отраслях образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры был внесен в планы работ областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений на 2018 год.

На основании вышеизложенного,

Президиум ФОП п о с т а н о в л я е т:

1. Информацию «О ходе выполнения постановления Совета ООООП «ФОП» от 12 декабря 2014 года «О работе ООООП «ФОП», отраслевых областных организаций профсоюзов образования, культуры, здравоохранения, госучреждений по реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы работников бюджетных отраслей» в 2017 году принять к сведению и считать задачей ФОП, отраслевых обкомов, первичных профсоюзных организаций бюджетных отраслей добиваться безусловного выполнения Указа Президента РФ.

2. ФОП:

- продолжить осуществление всех форм общественного контроля за реализацией вышеуказанного документа.

3. ФОП, областным профсоюзным организациям бюджетных отраслей:

- оперативно реагировать на невыполнение нормативов «дорожных карт» и попытки принятия нормативных правовых актов в сфере труда в нарушение требований ст. 35.1 Трудового кодекса РФ;

- добиваться принятия на федеральном уровне базовых окладов, базовых ставок заработной платы;

- оказывать методическую и консультационную помощь по вопросам совершенствования системы оплаты труда в бюджетных учреждениях области.

4. Рекомендовать областным организациям профсоюзов бюджетных отраслей:

- добиваться снижения производственной нагрузки для работников до ее нормативного значения;

- продолжить работу по изъятию из стимулирующей части несвойственных выплат и обеспечению прозрачности и ясности их начисления для трудового коллектива;

- активизировать работу с отраслевыми министерствами и органами местного самоуправления по обеспечению выполнения Указа в части повышения заработной платы работникам в полном объеме; 

- инициировать принятие решений о повышении окладов, ставок заработной платы для обеспечения доли тарифа в структуре заработной платы до 60 %;

- продолжить работу по совершенствованию критериев оценки эффективности и результативности труда каждого работника, по устранению субъективного подхода к оценке труда;

- осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в учреждениях при проведении организационно-штатных мероприятий.

5. Рекомендовать председателям первичных профсоюзных организаций бюджетных отраслей:

- продолжить работу по внесению изменений в локальные нормативные акты по оплате труда, коллективные договоры в рамках реализации Указа;

- осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства в учреждениях при проведении организационно-штатных мероприятий.

6. Рекомендовать координационным советам профсоюзов инициировать включение в план работы территориальных трехсторонних комиссий вопроса «О ходе реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы.

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Президиум ФОП.

Председатель С.В. Моисеенко

Подписаться на рассылку

 

 

Мы в социальных сетях

Наверх