17.11.2017 11:10
О работе сторон социального партнёрства по достижению стандартов достойного труда в Омской области
Уважаемый Александр Леонидович, уважаемые участники встречи!
Социальное партнерство между Правительством Омской области и Федерацией омских профсоюзов имеет крепкие, глубоко идущие корни. Сегодняшняя встреча в стенах Дома Союзов еще одно тому подтверждение.
Вы знаете, что 17 сентября на Театральной площади представители Федерации омских профсоюзов, профсоюзных организаций предприятий и учреждений города Омска, молодежных советов, омичи, солидарные с требованиями профсоюзов, провели митинг в преддверии Всемирного дня действий «За достойный труд!». Этой акцией, в которой приняли участие полторы тысячи человек, мы выразили тревогу продолжающимся снижением уровня жизни большей части работников многих сфер экономики. Подняли проблемы низкого уровня зарплат, оттока трудоспособного населения в другие регионы, индексации пенсий и сохранения всех льгот и социальных выплат.
Профсоюзы считают, что Правительству Омской области необходимо принимать неотложные меры, направленные на повышение уровня жизни населения региона. И в первую очередь на повестке должны стоять вопросы обеспечения индексации заработных плат, социальных выплат не ниже фактической инфляции, установления с 01.01.2018 г. регионального размера минимальной заработной платы выше федерального на размер районного коэффициента, усиления контроля за работодателями, применяющими методы неформальной занятости и выплаты «серых» заработных плат, регулирования темпов роста тарифов ЖКХ соответственно изменению реальных доходов основной массы населения региона, усиливающейся коммерциализации и избыточной интенсификации труда работников бюджетной сферы, что в свою очередь ведёт к снижению качества и доступности услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальной сфере.
Неэффективное межрегиональное распределение федеральных бюджетных средств на протяжении последних лет приводило к формированию дефицитного регионального бюджета, результатом чего явилось снижение уровня жизни омичей, увеличение миграционного оттока квалифицированных кадров и молодых специалистов из Омской области.
Концепция «Достойный труд» была принята Международной организацией труда в 1999 году. Согласно данной концепции Достойным может называться труд, который является свободным, справедливо оплачиваемым, безопасным, социально защищенным, не принижающим достоинство человека, открывающий равные стартовые возможности для всех, гарантирующий участие в принятии управленческих решений и саморазвитие личности.
Стандартами достойного труда определены заработная плата, обеспечение граждан эффективной занятостью, социальное партнерство, социальное страхование и пенсионное обеспечение.
Трудно переоценить значение каждого из перечисленных стандартов достойного труда в определении уровня жизни наших граждан. Но заработная плата всегда будет занимать превалирующее место.
Через систему заключаемых соглашений и коллективных договоров профсоюзы добиваются установления минимального размера заработной платы и приближения его к величине прожиточного минимума, механизма проведения индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
На прошедшем в сентябре этого года Совете ФОП рассматривался вопрос о соблюдении работодателями Омской области трудового законодательства и Соглашения о социальном партнёрстве в части обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы.
К сожалению, мы вынуждены признать, что это обязательство выполняется не всеми работодателями. Поскольку Трудовой кодекс не уточняет механизм индексации зарплаты, по сути получается, что решение о проведении индексации отдано на откуп работодателям. А большинство из них не горят желанием это делать. Добровольно бизнес, особенно мелкий и средний, со своими деньгами не расстанется.
В результате значительного роста инфляции произошло существенное снижение реальной заработной платы наемных работников. И вроде бы позитивные данные статистики в нашем регионе по итогам первого полугодия 2017 года (рост реальной зарплаты составил 103 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), подтверждают лишь то, что мы сейчас получаем реальную заработную плату ниже, чем в 1 полугодии 2014 года, так как в первом полугодии 2016 года размер реальной заработной платы составлял 98,7 % к аналогичному периоду 2015 года, а в первом полугодии 2015 года реальная заработная плата составляла 92,1 %. Если объяснить более кратко, то наблюдается небольшой рост к достигнутому минимуму трёхлетнего снижения размера реальной заработной платы. При этом реальные располагаемые денежные доходы населения Омской области неуклонно снижаются.
На протяжении последних лет снижались объемы дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации положений Указов Президента Российской Федерации. Продолжающаяся "оптимизация" учреждений бюджетной сферы, хотя и ведет к повышению заработной платы, но за счет увеличения нагрузки на оставшихся после сокращения работников. В рамках выполнения Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" по результатам 1 полугодия 2017 года не достигнуты целевые показатели по социальным работникам, медицинскому персоналу, работникам учреждений культуры. По остальным категориям работников обеспечение выполнения указов Президента Российской Федерации в части повышения зарплаты отдельных категорий работников бюджетного сектора произошло за счёт искусственного занижения целевых показателей по заработной плате и манипуляций с методиками подсчета средней заработной платы. Увеличивается диспропорция оплаты труда малоквалифицированных и квалифицированных работников.
Усугубляется ситуация, сложившаяся в сфере оказания услуг, предоставляемых областным и муниципальным пассажирским транспортом. Пассажирские предприятия Омска находятся на грани банкротства, начались задержки выплаты заработной платы работникам АО «Омскоблавтотранс». Идет отток высококвалифицированных специалистов, водителей, кондукторов и рабочих других специальностей, основными причинами которого являются нестабильность в отрасли, невысокая заработная плата, износ автобусного парка, тяжелые условия труда. Отрасль является социально значимой и даже в зарубежных странах является дотационной, без помощи бюджетного финансирования о её развитии в регионе не может быть и речи.
Проводимые на протяжении последних лет реформирование и оптимизация дорожной отрасли фактически привели к ухудшению положения, сложившегося в организациях.
Профсоюзы считают, что властям всех уровней необходимо принять меры по стабилизации обстановки в дорожном хозяйстве и сфере пассажирских перевозок города и области.
Необходимо, чтобы органы исполнительной власти при формировании областного и городского бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов обязательно предусмотрели средства на индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, выполнение всех социальных обязательств, приобретение нового подвижного состава для областного и городского пассажирского транспорта.
Одной из основных отраслей экономики региона является сельское хозяйство. Аграрии на протяжении последних лет показывают положительную динамику производственных показателей, но диспаритет ценовой политики сводит всё к ситуации, которую мы сегодня имеем на селе. Уровень заработной платы ниже на 30 %, чем по экономике региона в целом. Сложная ситуация и в кадровом обеспечении организаций АПК, чему способствовали отрицательные демографические процессы, происходящие в сельской местности Омской области, которые в целом отражают общероссийские тенденции сокращения трудового потенциала.
Совсем тяжёлая ситуация складывается в лесном хозяйстве. На фоне процветания так называемых «черных» лесорубов, некоторые лесхозы доведены до процедуры банкротства. Являясь специализированными автономными учреждениями, лесхозы не финансируются из областного бюджета, существуют за счёт доходов от иного вида деятельности. Выживая из последних сил лесхозы не могут конкурировать с теневыми частными фирмами. Сохранение и развитие лесной отрасли позволит увеличить доходность регионального бюджета.
В рамках социального партнёрства для участия в рассмотрении и формировании проектов бюджета области и города считаем необходимым сформировать по отраслевому признаку рабочие группы, в состав которых включать представителей отраслевых профсоюзов.
Другое направление работы профсоюзных лидеров в сфере достижения достойного размера заработной платы - это приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума.
В нашем регионе с 1 июля 2017 года установлен повышенный размер минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики - 8 970 рублей (за исключением сельского хозяйства, там МРОТ составляет 7800 рублей). Президент Российской Федерации В.В. Путин дал поручение разработать законопроект о поэтапном повышении МРОТ до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ до 1 января 2019 года. Федерация омских профсоюзов выразила своё мнение о размере региональной минимальной заработной платы, который должен быть установлен с 01.01.2018 г., предложенный вариант на данный момент находится на рассмотрении в Министерстве труда и социального развития Омской области.
Решая вопросы Стандартов достойного труда в области занятости, профсоюзы области выступают за возможность удовлетворения потребности в рабочей силе, в первую очередь, за счет региональных трудовых ресурсов, значительную часть которых в сфере промышленности мы можем потерять ввиду снижения объёмов производства на предприятиях города Омска, что повлечет за собой сокращение рабочих мест, увеличение оттока квалифицированных специалистов в другие регионы. В этой ситуации мы призываем руководителей наших предприятий действовать в единстве с профсоюзными организациями, внимательно и бережно относится к сохранению кадров.
Для обеспечения стандартов достойного труда, профсоюзы активно участвуют в законотворческой и нормотворческой деятельности. Только за три последних года Федерацией омских профсоюзов с участием отраслевых профсоюзов рассмотрено более 280 проектов постановлений регионального правительства и профильных министерств, инициировано принятие закона об охране труда. Результатом многих лет совместной работы профсоюзов и региональной власти над совершенствованием системы социального партнёрства в Омской области является то, что 31.10.2017 года Вами, Александр Леонидович, подписан Закон Омской области № 2004-ОЗ «О реализации отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации на территории Омской области». Статья 4 инициирована к внесению в проект закона профсоюзной стороной социального партнёрства, через нашего профсоюзного депутата в законодательном Собрании Омской области Н.И. Донских и определяет порядок присоединения работодателей, осуществляющих деятельность на территории Омской области, к региональным, отраслевым и территориальным соглашениям, заключенным в регионе. Закон позволит обеспечить защиту трудовых прав ещё большего количества работников Омской области.
Обеспокоенность у нас вызывает тот факт, что в виду разных обстоятельств не всё трудоспособное население Омской области узнает о принятии этого закона. Необходимо повысить информированность жителей региона о результатах работы сторон социального партнёрства, трёхсторонних комиссий, о принимаемых нормативных актах, повышающих защищённость работников. Согласно пункта 6.12 соглашения о социальном партнёрстве на 2016-2018 годы Правительство Омской области обязано обеспечивать предоставление сторонам соглашения эфирное время на радио и телевидении для освещения работы по выполнению принятых на себя обязательств, вопросов социально-трудовых отношений. Просим Вашего содействия в реализации данного обязательства на постоянной и безвозмездной основе.
Сегодня все понимают, что профсоюз, работодатели и власть должны быть равноправными партнерами и вырабатывать совместные эффективные действия в сфере социально-трудовых отношений. Социальное партнерство – продукт цивилизованного общества, которому присуща «взрослая» система взаимодействия между основными участниками социально-трудовых отношений: работодателями, профсоюзами, властью - высокая степень ответственности всех сторон и, как следствие, высокий результат.
Не может нас сегодня не тревожить состояние социального партнёрства в муниципальных образованиях, когда главы районов подчас не только не способствуют его развитию, но зачастую просто игнорируют, работа территориальных трёхсторонних комиссий ведётся «для галочки», соглашения заключаются формальные, работодатели не проявляют должной заинтересованности. Мы надеемся, что с Вашей поддержкой и помощью, работа по развитию социального партнёрства во всех муниципальных образованиях региона будет активизирована.
Федерация омских профсоюзов на сегодняшний день объединяет более 200 тысяч членов профсоюзов. Но на протяжении последних 5 лет происходит снижение количества членов профсоюзов в нашей области. Мы понимаем, что в основном к этому привели проводимые мероприятия по реорганизации, оптимизации, ликвидации, проводимые в организациях и учреждениях всех отраслей экономики. Но нас тревожит то, что существуют на это и субъективные причины, когда руководители запрещают создавать профсоюзные организации (даже в органах исполнительной власти региона и местного самоуправления). Поручив провести мониторинг наличия профорганизаций в органах исполнительной власти и иных госучреждениях региона, Вы сразу оцените ситуацию по лояльности их руководителей к профсоюзам и их готовности работать в системе социального партнёрства.
Естественно, что все участники социально-трудовых отношений имеют свои собственные взгляды и мнения: они могут идти параллельно и пересекаться, совпадать и противоречить друг другу. Но только совместные усилия всех сторон приведут к общему согласию, принимая во внимание интересы каждого.
Мы предлагаем проводить подобные встречи руководителя региона и профсоюзов, а также министров регионального правительства с отраслевыми профсоюзами на систематической основе, что позволит всем сторонам социального партнерства владеть достоверной информацией о состоянии дел в городе и области.
Информационные ресурсы